3- это самый высокий уровень безопасности в китайских правилах судоходства и используется, когда инцидент вероятен или неизбежен.
Довольно странно, если учесть, что даже после майского 2019 г. нападения на нефтеналивные танкеры в Ормузском проливе, когда США бездоказательно обвинили Иран и усилили безопасность в судоходстве, Китай поднял уровень безопасности лишь до 2.
С китайских судов тоже не поступало информации об угрозах.
Однако 26 июня 2019 г. Д. Трамп предложил импортерам нефти самим защищать танкеры, простодушно пояснив, что США от защиты танкеров выгоды не получают, и можно предположить, что Китай это воспринял серьезно.
Уровень безопасности для китайских судов, проходящих через пролив, был повышен до «3» с 10 часов вечера 2 июля 2019 г. (14:00 по Гринвичу).
Хотя подробностей о каких-либо повышенных угрозах представлено не было, рекомендации были для немедленного исполнения.
Малаккский пролив пролегает между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра, связывая Индийский и Тихий океаны.
Это кратчайший морской путь между поставщиками сырой нефти на Ближнем Востоке и в Африке и рынками в Азии.
В 2016 г. около 16 млн барр/сутки нефти и нефтепродуктов проходило через пролив.
Если бы Малаккский пролив был заблокирован, почти около 50 % мирового флота потребовалась бы перенаправить вокруг индонезийского архипелага прогнозировало EIA США в 2017 г.
Китай является крупнейшим в мире импортером сырой нефти, и через Малаккский пролив доставляется до 80% потреблояемой в стране нефти.
Сингапур, расположенный рядом с проливом, является крупным нефтеперерабатывающим центром.
После демарша Китая Малайзия и США отказались от комментариев.
Глава Индонезийского агентства по безопасности на море А. Taufiqoerrochman вяло заявил, что не понимает, почему Китай повысил статус предупреждения.
Лишь 5 июля 2019 г. отреагировало Морское и портовое управление Сингапура (MPA), недоуменно заявив о том, что:
- не было никакой информации о непосредственной угрозе судам, плывущим через Малаккский пролив и Сингапур, или судам, зарегистрированным в Сингапуре;
- Порт Сингапура будет поддерживать текущий уровень безопасности «1» в соответствии с Международным кодексом безопасности судов и портовых средств (ISPS), и агентства безопасности Сингапура будут бдительны;
- независимо от уровня безопасности всем судам, плавающим через Малаккский пролив и Сингапур, рекомендуется проявлять бдительность и принимать соответствующие меры безопасности в соответствии с планом безопасности судов ISPS.
Любопытно, что предупреждение от Китая прозвучало за 1 день до атаки бравых британских морпехов из 42 commando на иранский нефтеналивной танкер Grace 1.
Если бы иранские мореплаватели прислушались к этому казалось странному предупреждению, то танкер VLCC Grace 1, возможно, дрейфовал бы где-нибудь у побережья северо-восточной Африки.
Протяженность кратчайшего морского маршрута доставки нефти с Ближнего Востока в Китай через Малаккский пролив составляет около 12,9 тыс км.
Как альтернативу этому маршруту Китай рассматривает строительство магистрального нефтепровода ( МНП) Gvadar - Kashgar из порта в Пакистане до запада Китая протяженностью около 2 тыс км. Но проблемы провинции Белуджистан, где находится порт Гвадар , тоже известны.
Автор: О. Бахтина