26 сентября 2012 г об этом заявил вице-премьер по энергетике правительства Ирака Х. аль-Шахристани.
По его словам об этом ему сказал вице-президент Shell Х.Ниджкамп, - «Мы не обсуждаем с Курдским региональным правительством вопросы нашей работе в регионе».
При этом он добавил, что Shell хочет работать во всех регионах Ирака, но на данный момент есть 3 досточных мегапроекта на юге Ирака.
Shell является оператором проекта на месторождении Маджнун, младшим партнером на ExxonMobil на месторождении Западная Курна -1, и в рамках СП с Mitsubishi осваивает газовый проект стоимостью 17 млрд долл США.
Спор между Курдистаном и федеральным правительством Ирака обострился после обнаружения больших запасов углеводородов на территории Курдистана.
В 2011 г иракский Курдистан стал заключать контракты на разработку нефтяных месторождений с иностранными компаниями напрямую, в обход иракского правительства.
Курдистан, входящий в состав Ирака, хоть и имеет статус широкой автономии, но вопросы экспорта нефти и газа входят в компетенцию федерального центра.
ОДнако после свержения влсти С.Хуссейна, Курдистан начал себе позволять экспортировать углеводороды.
Узнав о намерениях Курдистана, вначале туда потянулись небольшие компании, готовые рисковать в надежде на получение сверхприбылей.
Оказался там и Т.Хейворд, который был исполнительным директором ВР с 2007 по 2010 год, вплоть до аварии в Мексиканском заливе, после чего вынужденно покинул компанию.
Недолго горюя, он совместно с Н.Ротшильдом, который выступил в качестве инвестора, создал инвестиционную компанию Vallares, а затем и Genel Energy, где стал исполнительным директором.
Именно его Genel Energy пришла в иракский Курдистан, в котором можно разведать гигантские запасы углеводородов, но который не ладит с федеральным правительством Ирака, что существенно повышает риски потери вложенного времени и средств.
«Масштаб возможностей для Курдистана и Ирака настолько велик, что решение проблемы – будет», - доверительно размышляет Т.Хейворд, предполагая, что «в течение 2013 г или около того решение будет найдено».
Тем не менее, пока Ирак не принимает Закон о нефти, который мог бы дать больше нефтегазовой самостоятельности регионам.
Не дождавшись этого закона , вслед за небольшими компаниями в иракский Курдистан потянулись крупные компании.
Ирак негативно отнесся к сотрудничеству ExxonMobil с КРП, отлучив ее от тендеров.
Следом за ExxonMobil о сотрудничестве с КРП заявила Chevron.
Eurasia Drilling приобрела 2 буровые установки в иракском Курдистане и договорилась о покупке еще одной.
4 августа 2012 г Genel Energy объявила о том, что Совет по нефти и газу КРП одобрил приобретение компанией 23% доли в лицензии на разведку участка Bina Bawi.
В последнее время противостояние постепенно уменьшалось.
Федеральное правительство Ирака в г Багдаде и Курдистанское региональное правительство (КРП) как-то стали решать проблему нефтяных платежей.
По словам иракского вице-премьера Р. Аль-Шавиша, Курдистан согласился возобновить экспорт нефти, в то время как федералы будет платить иностранным фирмам, работающим в этом регионе.
Тем не менее, Shell, у которой большие проекты в Ираке, пока решила не следовать примеру остальных «мейджоров».