Транснефть очень заинтересована в увеличении мощности нефтепровода Атырау – Самара на 5 млн т нефти.
В последнее время Транснефть прилагает усилия по оптимизации Система магистральных нефтепроводов.
Транссибнефть будет открывать в Омске центр перевалки высокосернистого топлива.
Транснефть в скором времени хочет выйти в Минэнерго РФ с предложениями по корректировке схемы грузопотоков, а к концу 2013 г завершить выполнение технических мероприятий.
У России нет проблем с реализацией нефти. Добыча нефти растет.
А вот оптимизировать схему грузопотоков нефти следует.
С целью обеспечения максимальной заполняемости МНП Транснефть активизировала внедрение технологии компаундирования нефти , анонсировав строительстов 2-х центров в г Уфе и г Омске.
Увеличение мощности нефтепровода Атырау – Самара также позволит оптимизировать загрузку Система магистральных нефтепроводов Транснефти.
Актуальность проблемы только возросла с предполагаемым вводом в эксплуатацию ВСТО-2.
Сорт ВСТО, по словам вице -президента Транснефти И. Кацала, сможет стать маркером для рынка стран АТР только при условии стабильных отгрузок в порту Козьмино не менее 30 млн т/год нефти.
Но в 2014-2015 гг на Дальнем Востоке будут введены в эксплуатацию 2 НПЗ: Комсомольский НПЗ мощностью 7 млн т/год и Хабаровский НПЗ -6 млн т/год нефти.
В 2017 г должен начать работать НПЗ Восточной нефтехимической компании.
«Если в указанные сроки не произойдет соответствующего увеличения поставок сырья по ВСТО, мы будем вынуждены уменьшить экспорт или снять необходимые объемы с западного направления. Если бы пришлось подключать их сегодня, соответствующие объемы необходимо было бы снять с Козьмино. Разумеется, при таком варианте отдаляется и перспектива окупаемости, и перспектива выхода на маркерный уровень», – печально заметил И. Кацал.
Китай пока , кажется , не потерял интерес к российской нефти, да и Казахстан готов перерабатывать на своих НПЗ российскую нефть, хотя здесь есть проблемы.
Транснефть также могла бы отправлять 10 млн т казахстанской нефти в Новороссийск, перекачивая российскую нефть в рамках своп-контрактов в порт Усть-Лугу.
Казахстан пока отказывается увеличивать загрузку нефтепровода Атырау – Самара на 5 млн т нефти.
Возможно, эта реакция Казахстана на долгое решение Россией вопроса беспошлинной поставки нефти в республику.
С. Мынбаев сетовал, что «те организационные моменты, которые есть в российском правительстве, они тоже по срокам повлияли».
Интрига в том, что часть нефти, которая может быть прокачена Казахстаном может быть будет автоматически изъята Россией в счет компенсации беспошлинной поставки нефтепродуктов в Казахстан.
Эти нюансы, вероятно, и тормозят решение вопроса.
Как будто не понимая необходимости решения экономических вопросов, Транснефть монотонно поясняет, что все технические вопросы по увеличению мощности нефтепровода Атырау – Самара решены.
«Мы заинтересованы в этом проекте. Именно поэтому в 2009 году был проведен целый комплекс мероприятий: технико-экономические обсчеты, презентация в Казахстане. Этот интерес связан со стремлением гарантировать оптимальную загрузку системы Транснефть», – сказал И. Кацал.
По словам вице-президента, Транснефть готова гарантировать казахстанской стороне сохранение качества при поставках.
«если казахстанская сторона заявит сейчас о своей готовности, мы сможем обеспечить прокачку дополнительных объемов уже со следующего года»
Для роста на 5 млн тонн в год не пришлось бы прокладывать дополнительную нитку.
«Это бы потребовало замены оборудования и использования присадок, уменьшающих турбулентность и трение»- не устает информировать И.Кацал.
Возможно, Транснефти стоит посмотреть на проблему с другой стороны, и содействовать решению экономических разногласий по поставкам нефтепродуктов и нефти в Казахстан.
И тогда казахстанская нефть потечет в Самару.