Брюссель, 19 мар - ИА Neftegaz.RU. Комитет Европарламента (ЕП) по промышленности, исследованиям, телекоммуникациям и энергетике (ITRE) одобрил поправки в газовую директиву ЕС.
Голосование по этому вопросу прошло 18 марта 2019 г., процедуру голосования транслировала пресс-служба ЕП.
Поправки к газовой директиве ЕС призваны распространить нормы 3го энергопакета ЕС на газотранспортные системы (ГТС) между государствами-членами ЕС и третьими странами.
В случае принятия поправок, по правилам 3го энергопакета будут регулироваться все магистральные газопроводы (МГП), входящие на территорию ЕС из третьих стран, включая морские участки газопроводов.
Для таких газопроводов должны быть установлены недискриминационные тарифы на прокачку газа, обеспечен доступ 3х сторон, а также разделена деятельность по продаже и транспортировке газа.
Еврокомиссии (ЕК) целью поправок называет устранение «дыр» в законодательстве и утверждает, что они не направлены против какого-либо проекта конкретно.
Но очевидно, что документ в 1ю очередь направлен направлен против МГП Северный поток-2.
Поправки к газовой директиве не заблокируют проект, но могут обернуться снижением экономической эффективности, оставив МГП Северный поток-2 заполненным на 50%.
Впрочем, одобрение ITRE получил смягченный вариант поправок, который предусматривает право исключения для определенных проектов.
Германия, заручившись поддержкой Франции, добилась серьезного смягчения поправок, ограничив передачу Еврокомиссии (ЕК) суверенных полномочий стран - членов ЕС.
Это дает стране, на территории которой находится точка входа газопровода, приходящего в ЕС, право исключения проекта из-под действия этих поправок.
В случае МГП Северный поток-2 принимающей страной является Германия, которая сможет заключить с Россией межправсоглашение об исключениях из газовой директивы.
Принятие поправок в газовую директиву ЕС идет по намеченному графику.
13 февраля 2019 г. директиву поддержал комитет постоянных представителей ЕС.
Спустя неделю документ был одобрен на переговорах между Советом ЕС и ЕП.
Следующим этапом станет финальное голосование пленарной сессии ЕП, которое ожидается 4 апреля 2019 г.
Затем поправки должны быть одобрены Советом ЕС, ориентировочно это произойдет в середине апреля, возможно, на Совете по сельскому хозяйству и рыболовству 15-16 апреля.
Одобрение Советом ЕС станет финальным, затем документ должен быть опубликован в Официальном журнале ЕС и вступит в силу.
Далее работа пойдет уже на уровне конкретных стран - членов ЕС, которым необходимо будет внедрить новые нормы в национальное законодательство в течение 9 месяцев.
Это будет уже гонкой на время.
Если Совету ЕС, действительно, удастся одобрить поправки к газовой директиве ЕС 15-16 апреля 2019 г., то времени на внедрение этих норм на уровне национальных законодательств остается крайне мало.
Причем не факт, что к середине апреля 2019 г. Совет ЕС успеет одобрить поправки ввиду большого количества законодательных актов, которые сейчас проходят процесс финализации.
Но даже если сроки будут соблюдены, то на национальном уровне процедуры будут завершены к середине декабря 2019 г.
К этому времени МГП Северный поток-2 будет построен или в крайнем случае находиться в завершающей стадии строительства.
Планируется, что строительство 1й нитки МГП Северный поток-2 завершится в ноябре, а 2й нитки - в декабре 2019 г.
Ранее генеральный директор гендиректората Еврокомиссии по энергетике Д. Ристори говорил о том, что доработанная газовая директива ЕС должна вступить в силу до запуска МГП Северный поток-2, чтобы ее действие распространилось на этот проект.
Так что ситуация с газовой директивой ЕС становится вопросом времени - кто быстрее.
Козырь в рукаве у ЕС - это неуступчивая Дания, которая профессионально тянет время на принятие решения по МГП Северный поток-2.
Даже А. Новак, который летом 2018 г. предполагал, что Дания все-таки даст разрешение к концу 2018 г., ошибся.
Nord Stream 2 разработала и еще в августе 2018 г. подала на рассмотрение властей Дании альтернативный маршрут МГП Северный поток-2.
Предполагается, что альтернативный маршрут будет регулироваться Конвенцией ООН по морскому праву, и власти Дании уже не смогут заблокировать проект.
Сейчас логика действия властей Дании стала понятна - им нужно задержать выдачу разрешения до принятия поправок в газовую директиву ЕС.
Вероятно, скоро наступит момент, когда строительство МГП Северный поток-2 вынужденно приостановится.
Строить МГП со стороны Германии неэффективно, потому что одно дело стыковать мелководную часть МГП с глубоководной, и совсем другое - стыковать 2 глубоководных участка МГП.
Можно не сомневаться, что власти Дании выдадут разрешение после принятия поправок.
Становится ясной и стратегия Запада по МГП Северный поток-2.
Остановить этот проект, действительно, уже не комильфо.
Но существенно снизить рентабельность проекта - это очень даже возможно.
Снижение рентабельности поставок российского сетевого газа по МГП Северный поток-2 делает более конкурентными поставки априори более дорогого СПГ из США.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина