Москва, 18 фев - ИА Neftegaz.RU. Магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2 может повторить судьбу МГП OPAL - восточного отвода от МГП Северный поток.
В свете поправок к газовой директиве ЕС, МГП Северный поток-2 может остаться недозагруженным в первые несколько лет эксплуатации, предполагает «Ъ».
Поправки к газовой директиве ЕС, предварительно согласованные 13 февраля 2019 г. Европарламентом, Еврокомиссией (ЕК) и Советом ЕС, предусматривают, что требования 3го энергопакета ЕС должны быть распространены на все газопроводы, которые идут из/в третьих стран на территорию ЕС, в т.ч. морские.
Напрямую это не озвучивалось, но очевидно, что поправки нацелены конкретно на МГП Северный поток-2.
На 20 февраля 2019 г. законопроект поставлен на повторное голосование в Совете ЕС.
Если поправки к газовой директиве ЕС будут приняты, то для МГП Северный поток-2:
- должен быть создан независимый от Газпрома оператор (в настоящее время оператором проекта является Nord Stream 2, 100%-ная дочка Газпрома),
- к мощностям МГП Северный поток-2 должны получить доступ третьи лица.
По 1му пункту решить вопрос вполне возможно, а вот с доступом третьих лиц все сложнее - подать газ в газопровод может только Газпром, как единственная компания, имеющая право на его экспорт.
В таком виде задача выглядит как нерешаемая, но Германии и Франции удалось существенно смягчить вариант поправок, который в итоге и был предварительно одобрен.
Основной момент смягченных поправок ограничивает передачу суверенных полномочий стран - членов ЕС Еврокомиссии.
По сути это означает, что в случае окончательного принятия поправок к газовой директиве ЕС, у страны, на территории которой находится точка входа газопровода, приходящего в ЕС, будет право исключения проекта из-под действия этих поправок.
В случае МГП Северный поток-2 принимающей страной является Германия, которая сможет заключить с Россией межправсоглашение об исключениях из директивы.
Процесс потребует взаимодействия с ЕК на 2 стадиях:
- ЕК должна выдать Германии разрешение на ведение переговоров с Россией о межправсоглашении,
- а после их завершения ЕК должна дать разрешение на подписание соглашения.
В обоих случаях ЕК обязана принять решение за 90 дней, но имеет право запрашивать дополнительную информацию, тем самым растягивая сроки.
Также ЕК может давать рекомендации Германии по тексту договора и включению в него определенных положений.
Окончательное решение по предоставлению разрешений будет приниматься в рамках консультационной процедуры со странами-членами ЕС.
Представители стран образуют комитет, в котором представитель ЕК является председателем без права голоса.
Решения принимаются простым большинством, причем вес голоса страны зависит от ее доли в населении ЕС.
Это означает, что Германии придется заручиться поддержкой крупнейших стран ЕС, как минимум Франции и Италии, чтобы исключения для МГП Северный поток-2 были приняты.
Процедура предстоит сложная и долгая, причем высокой выглядит и вероятность срыва процесса предоставления исключения.
Фактически это может привести к тому, что МГС Северный поток-2 может повторить судьбу МГП OPAL.
Напомним, что МГП OPAL был построен Газпромом и Wintershall в 2011 г.
МГП OPAL соединяет МГП Северный поток с газотранспортной системой (ГТС) Центральной и Западной Европы.
Газопровод проходит от г Грейфсвальда в Германии, расположенного на побережье Балтийского моря, до границы с Чехией.
Протяженность газопровода составляет 470 км, проектная мощность - 36 млрд м3/год.
В проект Газпромом и Wintershall инвестировали более 1 млрд евро, однако полного доступа к его мощностям компании не получили.
Долгое время 50% мощностей МГП OPAL оставались замороженными и лишь в октябре 2016 г. ЕК дала разрешение Газпрому на расширение с 50% до 90% использования мощностей МГП OPAL.
Причем из-под действия 3го энергопакета 50% мощностей МГП OPAL исключен не насовсем, а до 2033 г.
Да и решением ЕК далеко не все остались довольны.
Польша и Украина попытались оспорить решение ЕК, однако суд не поддержал требования этих стран.
Те 7 лет, которые OPAL был недозагружен, обернулся упущенной выгодой для Газпрома и Wintershall.
А если учесть, что стоимость МГП Северный поток-2 более чем в 9 раз выше, чем МГП OPAL, то и потери для Газпрома здесь будут гораздо выше, что поставит окупаемость проекта под большой вопрос.
Германия поддерживает и постарается не допустить такого развития события.
Канцлер ФРГ А. Меркель неоднократно говорила, что Германия рассматривает МГП Северный поток-2 как коммерческий проект.
А немецкие компании, участвующие в проекте, доказывали, что Северный поток-2 не угрожает энергетической безопасности Европы, а повышает ее.
Однако атака, предпринимаемая на МГП Северный поток-2 со стороны ЕС и США, вынуждает Германию сильно лавировать.
В качестве уступки, Германия приняла решение о строительстве терминалов по приему сжиженного природного газа (СПГ).
Экономического смысла в них нет, но таким образом Германия показывает свою лояльность по отношению к США, которым Германия важна как рынок сбыта своего СПГ.
Одновременно в Германии на очень высоком уровне озвучиваются негативные для проекта Северный поток-2 моменты.
Так, ранее генсек партии Христианско-демократический союз (ХДС) А. Крамп-Карренбауэр, возможная преемница А. Меркель, сообщила о том, что Германия может снизить объемы поставок через этот трубопровод.
Это вернуло к жизни предположения о том, что МГП Северный поток-2 может быть реализован в 1-ниточном варианте.
Но ограничение по мощности может быть реализовано и другим путем - оставив Газпрому лишь половину мощности, дожидаясь неких мифических сторонних поставщиков газа.
А между тем, МГП Северный поток-2 строится быстрыми темпами.
В начале февраля 2019 г. было построено около 600 км - 50% от планируемой длины МГП Северный поток-2 (свыше 1,2 тыс км).
Мощность МГП Северный поток-2 составит 55 млрд м3/год в совокупности по 2 ниткам.
Планируется, что 1я нитка МГП Северный поток-2 будет готова в ноябре, 2я - в декабре 2019 г.
Стоимость проекта составит 9,5 млрд евро.
Автор: Е. Алифирова