Тезисы Минфина:
- Эта ситуация возможна, когда выплата по демпферу превышает сумму акциза по дизельному топливу или бензину.
- Мы изучим этот вопрос, оценим экономику поставок на экспорт при приобретении топлива на внутреннем рынке с акцизом в июне-июле и определимся с необходимостью принятия каких-либо мер.
- Пока о таких случаях нам неизвестно.
Тезисы ФАС:
- Служба предлагает принять меры, направленные на прекращение вывоза моторных топлив при наличии на них спроса на внутреннем рынке.
- Например, проработать механизм, при котором экспорт нефтепродуктов будет осуществляться без учета демпферной составляющей.
- В целях сдерживания роста цен на дизельное топливо в зимний период необходимо снизить в демпфере до 10% диапазон, когда возврат акциза нефтяной компании не возмещается, если оптовая цена внутреннего рынка выше зафиксированного в Налоговом кодексе значения.
- Также ведомство предлагает изменить расчет демпфера путем разделения оптовых цен на дизель на 2 показателя - летний период и зимний период.
- ФАС по-прежнему предлагает рассмотреть вопрос дальнейшего повышения нормативов продаж на биржевых торгах бензина и дизтоплива.
Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 г.
Он рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно).
Если эта разница положительная, а экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство платит нефтяным компаниям, если разница отрицательная - нефтяники платят в бюджет.
С сентября по декабрь 2022 г. действует скорректированный демпфер в качестве антикризисной меры.
По мнению Минфина и Минэнерго, эти меры позволят увеличить объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам, за счет чего они смогут устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции.
Биржевые цены на нефтепродукты показывают волатильность в последние месяцы.