Глава Миннефти Ирана Д. Оуджи посетил г. Ашхабад, где 18 января 2024 г. встретился с президентом Туркменистана С. Бердымухамедовым, главой МИД страны Р. Мередовым и вице-премьером, курирующим нефтегазовый сектор Туркменистана, Б. Амановым.
Д. Оуджи в поездке сопровождал управляющий директор Национальной иранской газовой компании (NIGC) М. Чегени, что однозначно сигнализировало о том, что одной из основных тем переговоров должен стать газовый своп.
Встречи и переговоры
По сообщению МИД Туркменистана:- С. Бердымухамедов и Д. Оуджи констатировали высокий уровень сотрудничества между Туркменистаном и Ираном, основанного на исконных традициях дружбы, добрососедства и равноправия.
- отношения между странами успешно развиваются как в двустороннем, так и многостороннем форматах,
- налажены продуктивные связи в торгово-экономической сфере, топливно-энергетическом комплексе, в сферах транспорта и связи, строительстве, сельском хозяйстве, между представителями частного сектора,
- важным аспектом переговоров выступило взаимодействие в нефтегазовой сфере, для расширения которого открываются новые возможности,
- Р. Мередов и Д. Оуджи обсудили актуальные вопросы и перспективы сотрудничества в энергетической сфере,
- отмечена взаимная заинтересованность в наращивании взаимодействия между профильными ведомствами Туркменистана и Ирана, наличие и возможности реализации энергетического потенциала 2 дружественных стран.
О содержании переговоров Д. Оуджи с Б. Амановым сообщается еще меньше, говорится лишь, что обсуждения были сосредоточены на расширении сотрудничества в области торговли газом и нефтепродуктами.
Еще одной темой стали поставки в Туркменистан инженерно-технических услуг и нефтяного оборудования иранского производства.
Напомним, что Иран в последние годы активно продвигает в дружественных станах оборудование, материалы и химию (в т.ч. катализаторы) собственного производства.
Несмотря на санкции США, Иран сумел наладить производство 85% оборудования, необходимого нефтяной промышленности, не только удовлетворяя внутренние потребности, но и экспортируя свои технические и инженерные услуги.
В июне 2023 г. в ходе визита президента Ирана Э. Раиси в Венесуэлу был подписан 1й контракт под патронажем Миннефти Ирана, по которому частная иранская компания поставит за рубеж свою высокотехнологичную продукцию.
Также Иран поставляет в Венесуэлу оборудование для восстановления нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, а также экспортирует катализаторы.
В преддверии визита Э. Раиси в Россию в декабре 2023 г. иранское агентство Shana писало, что в результате антироссийских санкций иранские компании смогли экспортировать в Россию катализаторы на сумму 20 млн долл. США.
Так что же со свопом?
По поводу своповых поставок газа известно лишь, что этот вопрос в ходе визита Д. Оуджи в Туркменистан обсуждался, но результаты переговоров неизвестны.Напомним, что Туркменистан осуществляет поставки газа в Азербайджан путем свопа с Ираном.
7 января 2024 г. иранские СМИ со ссылкой на NIGC сообщили о прекращении своповых поставок из-за проблем, суть которых не называлась.
Сообщалось лишь, что поставки газа из Туркменистана в Азербайджан свопом через Иран временно прекращены и что эти 2 страны ведут переговоры и поставки будут возобновлены после достижения соглашения.
Туркменистан, Иран и Азербайджан подписали 3-стороннее своповое соглашение 28 ноября 2021 г., обменные операции по данному соглашению Иран начал с января 2022 г.
Договор предусматривает поставки в Азербайджан из Туркменистана через Иран до 5-6 млн м3/сутки (1,5-2 млрд м3/год) газа.
В начале июня 2022 г. Азербайджан и Иран подписали в г. Баку меморандум о взаимопонимании, предусматривающий удвоение поставок.
В течение последней Солнечной Хиджры (начинается с 21 марта) в Азербайджан поставлялось в среднем 4,5 млн м3/сутки туркменского газа, причем с 21 марта по август 2023 г. объем увеличился до 10 млн м3/сутки.
Текущие проблемы стали неприятной неожиданностью для Ирана, который за счет своповых поставок решает вопрос с газоснабжением своих северных провинций, особенно зимой.
Азербайджану своповые поставки помогают подстраховать внутренний рынок и гарантированно выполнять экспортные обязательства по поставкам в Грузию, Турцию и Европу по Южному газовому коридору (ЮГК), свой интерес к таким поставкам Азербайджан подтвердил, освободив их на 3 года от НДС, начиная с 1 января 2024 г.
Туркменистан же за счет свопа диверсифицирует свой экспорт газа, который в подавляющем объеме зависит от поставок в Китай.
19 декабря 2023 г. С. Бердымухамедов и Э. Раиси по телефону обсуждали своповые поставки туркменского газа в третьи страны через Иран и в Иран, в числе перспективных направлений рассматривается Ирак, который заинтересован в поставках 9 млрд м3/год туркменского газа.
Кроме того, ранее Иран предлагал Туркменистану и Россией масштабный газовый своп, получая газ на севере и отдавая на юге в направлении Пакистана.
Иранские СМИ ранее сообщали, что Иран и Россия будут осуществлять своп-поставки газа в объеме 15 млн м3/сутки через Азербайджан, но после начала поставок российского газа в Узбекистан не исключены и варианты с поставками через Центральную Азию.