Об этом пресс-служба Газпрома сообщила 27 февраля 2023 г.
Стороны обсудили актуальные вопросы энергетического сотрудничества.
Дополнительных подробностей встречи Газпром не привел, но напомнил о том, что в июле 2022 г. Газпром и NIOC подписали меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству.
Документ предполагает анализ возможностей взаимодействия по следующим направлениям:
- разработка газовых и нефтяных месторождений Ирана,
- осуществление обменных операций с природным газом и нефтепродуктами,
- реализация крупнотоннажных и малотоннажных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ),
- строительство магистральных газопроводов (МГП),
- научно-техническое и технологическое сотрудничество.
Учитывая широкий спектр потенциальных направлений сотрудничества, конкретные вопросы переговоров А. Миллера и К. Джалали предположить сложно.
Однако в контексте последних событий, речь может идти о фокусе на газовом свопе.
В ноябре 2022 г. по итогам заседания российско-иранской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, вице-премьер РФ А. Новак сообщал, что Россия и Иран продолжают прорабатывать вопрос своповых поставок газа.
На первом этапе речь может идти о поставках 10 млрд м3/год газа, однако вопрос застопорился, хотя ожидалось, что договоренность может быть достигнута до конца 2022 г.
Новый стимул к активизации переговоров о газовом свопе дал визит делегации Газпрома во главе с А. Миллером в Туркменистан 15 февраля 2023 г.
В этот период в г. Ашхабад проходила Специализированная экономическая выставка Исламской Республики Иран, в рамках которой глава Иранской компании по газовому инжинирингу и развитию (IGEDC), дочки Национальной иранской газовой компании NIGC Р. Новшади озвучил предложение Газпрому и Туркменгазу о масштабном газовом свопе.
Иран готов получать газ из Туркменистана и России на севере и поставлять его на юге в любую страну, по их желанию, в т.ч. в Пакистан, до границы с которым уже строится МГП мощностью 100 млн м3/сутки газа (около 36,5 млрд м3/год).
Ранее озвучивались предположения, что мощности иранской газотранспортной системы (ГТС) не хватит для обеспечения своповых поставок и российского и туркменского газа, что могло привести к нездоровой конкуренции между странами.
Однако названный Р. Новшади объем мощностей - 36,5 млрд м3/год - многократно превышает текущие и анонсированные объемы свопов.
Этот объем будет достаточен для интересующих Россию и Туркменистан поставок газа в Пакистан с прицелом на выход в Индию.
В январе 2023 г. по итогам 8го заседания Российско-Пакистанской межправкомиссии глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил, что Россия рассматривает МГП Иран - Пакистан как один из источников поставок газа для МГП Пакистанский поток.
Россия готова оказать необходимую поддержку проекту и участвовать в нем исходя из наличия своповых поставок между Россией и Ираном.
В целом стоимость потенциальных совместных проектов Газпрома и NIOC оценивается в 40 млрд долл. США.
В т.ч. речь идет о разработке газовых месторождений Киш и Северный Парс, а также работы по повышению пластового давления на месторождении Южный Парс.
Неофициально сообщалось, что российская сторона вложит 10 млрд долл. США в разработку месторождений Северный Парс и площадок на месторождении в районе острова Киш.
Еще 15 млрд долл. США пойдет на другой крупный проект, не исключено, что речь идет о месторождении Фарзад Б, разработка которого планируется также с прицелом на поставки газа в Индию.