Об этом сообщила пресс-служба Газпром нефти.
Разработку и настройку машин осуществляют специалисты Группы ГАЗ и Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.
Автомобиль полностью автономен и передвигается по заранее оцифрованным маршрутам.
Сотрудник склада оформляет онлайн заказ на перемещение грузов и выбирает пункт назначения.
Система автоматически определяет ближайший автомобиль, направляет его на погрузку и далее по маршруту.
Выполнив задачу, беспилотник возвращается на склад или на место стоянки.
Один диспетчер может контролировать движение сразу 10-15 беспилотников.
Возможности ГАЗели NEXT испытываются в реальных условиях: роботизированный транспорт перевозит грузы на производственные объекты по внутрипромысловым дорогам наравне с другими участниками движения.
В программном обеспечении использованы алгоритмы искусственного интеллекта, позволяющие машине безопасно передвигаться по различным дорожным покрытиям, даже при полном отсутствии дорожной разметки.
Применение беспилотных машин позволит:
- сократить себестоимость перевозок на 15%;
- увеличить скорость подачи автомобиля;
- обеспечить круглосуточную безопасную работу.
Гендиректор Газпромнефть-Снабжения Д. Потапов отметил: «В апреле мы с коллегами из Группы ГАЗ проводили первые масштабные испытания беспилотной ГАЗели и тестировали этот автомобиль для решения типовых транспортных задач. Теперь мы отрабатываем конкретные гипотезы: осуществляем проверку взаимодействия автомобиля со складом. Когда мы получим достаточно информации, сможем доработать технологию и начать полноценное внедрение беспилотных автомобилей в свои логистические процессы. Мы очень высоко оцениваем потенциал проекта и уже сегодня можем утверждать, что масштабирование этого решения позволит нам сократить себестоимость перевозок и существенно увеличить скорость доставки грузов».
Президент Группы ГАЗ В. Сорокин в свою очередь подчеркнул: «Опытная эксплуатация беспилотной ГАЗели в реальных промышленных условиях - важный этап в нашей многолетней работе по созданию автономных транспортных средств. Дальше интенсивность этой работы будет только нарастать. Наш следующий шаг - создание совместно с партнерами стандартных, коммерчески эффективных решений по внедрению беспилотного транспорта в логистические цепочки промышленных предприятий и складского хозяйства. Это позволит компаниям снизить расходы, оптимизировать транспортные процессы и повысить безопасность грузоперевозок. Другое важное направление нашей работы - применение накопленного опыта для внедрения систем помощи водителю на грузовиках и автобусах, серийно выпускаемых Группой ГАЗ. Для нас очень важно, что эта работа ведется совместно с нашим опорным вузом - НГТУ имени Алексеева, который всегда был и остается кузницей кадров для ГАЗа, а в последние годы стал полноправным стратегическим партнером инженерного центра Группы ГАЗ в создании перспективных разработок».
Ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева С. Дмитриев поддержал риторику: «За последние несколько лет наш университет и ГАЗ реализовали новую модель взаимодействия вузов с предприятиями, предполагающую тесную работу не только в области подготовки кадров - что было и остается ключевым направлением нашего сотрудничества, но также в сфере перспективных разработок в области систем помощи водителю и «умных» автомобилей. Для НГТУ это означает устойчивое развитие как в сфере образования, так и в области прикладных НИОКР. Успешный опыт нашего сотрудничества, наработанные собственные уникальные IT-компетенции позволили нам создать инновационное транспортное решение, направленное на повышение эффективности перевозок».
Напомним, что в начале 2020 г. Газпромнефть-Хантос и Газпромнефть-Снабжение при поддержке правительства ХМАО провели успешные испытания беспилотного электромобиля ГАЗель Next Электро на Южной части Приобского месторождения.
Впоследствии развитие беспилотного транспорта в Югре стало одним из ключевых направлений в сотрудничестве между Газпром нефтью и Правительством ХМАО-Югры.
В августе 2020 г. стороны заключили соглашение о сотрудничестве в сфере использования беспилотных транспортных средств, беспилотных воздушных судов и применения программно-аппаратных комплексов на базе искусственного интеллекта.
Документ определяет основные направления совместной работы сторон в области тестирования и последующего внедрения беспилотного транспорта на территории округа.
Сотрудничество также нацелено на расширение возможностей для применения цифровых технологий, в т.ч. искусственного интеллекта в логистических операциях и других сферах деятельности компании в регионе.
Испытания ГАЗели NEXT проходят в несколько этапов:
- в рамках 1го в апреле 2020 г. Газпромнефть-Снабжение тестировало работоспособность и безопасность автомобиля на промысловых дорогах Южно-Приобского месторождения, разрабатываемого Газпромнефть-Хантосом;
- в сентябре-ноябре 2020 г. проходит эксплуатация уже в опытно-промышленном режиме с выполнением конкретных бизнес-задач.
Кстати, испытания беспилотных автомобилей другого производителя - КАМАЗа - были проведены на Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский п-ов), разрабатываемом Мессояханефтегазом, СП Газпром нефти и Роснефти.
Они также подтвердили потенциал использования беспилотного транспорта в логистических операциях в суровых природно-климатических условиях Заполярья.
Автор: А. Игнатьева