А. Лукашенко снова выразил недовольство налоговым маневров в нефтяной отрасли России и пригрозил потерей белорусского рынка.
Тезисы А. Лукашенко:
- Белоруссия, конечно, зависима от России в плане поставок сырья и углеводородов. Но сегодня это не катастрофа;
- нам подкинули налоговый маневр. Когда-то мы получали от переработки российской нефти прибыль, т. к. покупали ее без таможни (у нас таможенный союз, свободная торговля). Но РФ настояла, чтобы мы, продавая нефтепродукты Украине и другим, часть денег возвращали. Увидели, что много остается в распоряжении Белоруссии. Ввели этот налоговый маневр. То есть у себя ввели на нефть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таможенной пошлины вроде нет в торговле, но нефть подорожала;
- это значит, что наши 2 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) оказались в невыгодном положении по сравнению с российскими НПЗ. Более того, сейчас дошли до того, что НДПИ забрали, сейчас возвращают российским НПЗ. Нашим заводам не возвращают. Нефть сразу подорожала. Нас подводят к мировой цене. На что я публично в г. Санкт-Петербург в последний раз сказал: Раз так, тогда мы вынуждены будем закупать нефть с рынка;
- российская нефть марки Urals не самого высоко качества на мировом рынке;
- мы имеем 3 варианта, просчитываем поставки нефти на свои НПЗ. Более того, мы эти заводы в 2019 г. модернизируем. Они уже будут прибыльными, когда мы купим дорогую нефть в Средиземном или Черном море, или на Балтике. Переработаем ее и не будем в убытке;
- но 25 млн т нефти мы можем сегодня переработать, и мы эту нефть привезем на рынок России (так они сейчас поставляют здесь). Возьмем, допустим, иранскую, американскую, саудовскую, у Арабских Эмиратов. Вам это надо? Вы потеряете рынок. Минимум 20-25 млн т. Уверен, не надо. Так давайте договариваться;
- Одесса - Броды вариант использовали, ж/д транспортом из Одессы поставляли. Это дороже. Что удивительно, самым выгодным оказался маршрут поставок из г. Гданьска - через Польшу. Перемычку сделаем, на 2 НПЗ будем сразу поставлять. Из 4х ниток МНП Дружба мы заберем сначала 2 и реверсом будем качать. Не из России нефть пойдет, а из Польши к нам. 3е направление - через порты Литвы и Латвии. И везде мы подтягиваем интересы транзитных государств;
- но это не рычаги давления. Это поиск альтернативы;
- и Украина заинтересована в поставках дизтоплива и бензина, Белоруссия в этом плане делает качественный продукт, как раз заканчивается модернизация соответствующей установки для глубокой переработки нефти на белорусских НПЗ. И если мы через Украину будем поставлять, так мы готовы Украину в этот проект привлечь. Вам же нужны эти нефтепродукты. Давайте вместе работать;
После завершения налогового маневра в РФ Белоруссии придется покупать нефть по мировым ценам.
Белоруссия хочет получить от РФ компенсации потерь от ухудшающихся условий закупок нефти для своих НПЗ.
По данным белорусской стороны, с 2015 г. дополнительные издержки белорусской экономики от реализации налогового маневра в РФ составили 3,4 млрд долл. США.
Но Россия на данный момент не готова компенсировать такие траты - в приоритете реализация большого количества собственных проектов внутри страны и необходимость реализовывать национальные проекты.
Снижение уровня жизни населения, непопулярная Пенсионная реформа никак не способствуют еще и решению белорусских проблем.
Кроме того власти РФ ожидают от Белоруссии более активных и решительных шагов по пути интеграции в рамках Союзного государства.
Время от времени в Беларуси педалируют Тему альтернативных поставок нефти в Белоруссии поднимают с завидной регулярностью.
Тогда обошлось без нового строительства, а использовался реверс.
Однако в 2012 г. была доказана неэффективность импорта в Белоруссию венесуэльской нефти.
При этом, ранее Белоруссия в качестве альтернативного варианта для закупки нефти рассматривала Иран, но отношения 2х стран по нефтегазу не сложились.
В декабре 2017 г. Белоруссия возобновила переговоры о поставке нефти на свои НПЗ с Азербайджаном, но этим все и ограничилось.
На данный момент ведутся переговоры о поставках нефти с Казахстаном, однако перед этим придется решить вопрос транзита с Россией.
В январе 2019 г. А. Лукашенко в контексте переговоров России и Белоруссии по компенсациям для республики потерь от налогового маневра снова поднял тему альтернативных поставок нефти.
В апреле 2019 г. стало известно, что Белоруссия рассматривает возможность покупки нефтетерминалов в Прибалтике и на Украине для импорта нефти.
В 2019 г. заканчивается модернизация белорусских НПЗ, что позволит им перерабатывать не только российскую нефть.
Однако в цену нефти будет также включена стоимость транзита и покупки/обслуживания терминалов в случае их приобретения, что делает невыгодным такие поставки.
Автор: Д. Савосин