Об этом 10 ноября сообщил премьер-министр республики А. Смаилов.
Тезисы А. Смаилова:
- в частности, через Баку-Тбилиси-Джейхан у нас сейчас есть договоренность с 1 января следующего года 1,5 млн т нефти грузить в этом направлении;
- прорабатывается дальнейшее его увеличение до 6-6,5 млн т;
- в рамках диверсификации экспорта нефти в Казахстане разработана специальная дорожная карта;
- в частности, это направление через Актауский порт на порт Баку и оттуда в направлении трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан;
- также [трубопровод] Баку-Супса - это в Грузии и Баку-Батуми, где имеется наш терминал в порту;
- плюс есть направление по железной дороге из Атырау в сторону Батуми и в сторону Узбекистана;
- а также есть направление КНР;
- по всем этим направлениям сейчас ведется работа по расширению и по увеличению потенциала экспорта нефти.
Основным связующим звеном для реализации транзитных и экспортных возможностей Казахстана должен стать Транскаспийский международный транспортный маршрут.
Также 22 октября министр энергетики Казахстана Б. Акчулаков сообщил, что власти республики рассматривают возможность поставок нефти в Финляндию железнодорожным транспортом.
В июле 2022 г. глава страны сообщил о необходимости сохранить лидерство Казахстана в Центрально-Азиатском регионе и развивать республику как надежный транзитный хаб:
- с этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты;
- в частности, речь идет о реализации проектов Достык-Мойынты, Бахты-Аягоз, Мактаарал-Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы;
- возможно, пришло время трансформировать КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию;
- это расширит мандат и задачи КТЖ, позволит компании более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны;
- Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок;
- теперь другое время;
- перед Правительством я ставлю стратегическую задачу - трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря;
- концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау.
- КазМунайГазу - проработать оптимальный вариант его реализации, в т.ч. с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта;
- правительству совместно с Самрук-Казына - поручено принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау-Кенкияк и Кенкияк-Кумколь.
Такого уровня добычи не было в течение нескольких месяцев.
Автор: А. Хасанова