Об этом 5 декабря рассказал генеральный директор завода Е. Маняхин в интервью итальянской газете Il Sole 24 Оре.
НПЗ ISAB, расположенный в коммуне Приоло-Гаргалло о. Сицилия, оказался под угрозой остановки в связи с вступлением в силу 5 декабря 2022 г. 6го пакета санкций ЕС, запрещающего морские поставки нефти из России.
За отсрочкой от вступающего в силу эмбарго, как это сделала Болгария, Италия обратилась в ЕС слишком поздно и не получила его.
Из-за проблем с кредитованием, которые не удалось решить, поставки нероссийской нефти на НПЗ оказались ограниченными.
В последние месяцы НПЗ ISAB был вынужден получать почти всю свою сырую нефть напрямую от ЛУКОЙЛа.
Тезисы Е. Маняхина:
- итальянское правительство не должно продолжать планы по национализации завода;
- мы ведем переговоры о продаже с американской частной инвесткомпанией Crossbridge Energy Partners;
- мы думаем, что сделка по продаже может быть заключена в короткие сроки;
- наверное, в течение этого года;
- у ISAB достаточно запасов и контрактов на нероссийскую нефть, чтобы продержаться несколько месяцев;
- Италии нет необходимости поглощать завод;
- такой шаг был бы несправедливым и бесполезным;
- национализация завода могла бы способствовать закрытию ISAB и создать препятствия для продажи новому владельцу.
Санкции в Европе не затрагивают ЛУКОЙЛ, но банки по-прежнему неохотно имеют дело с российской компанией, опасаясь возможных будущих штрафов в США, где компания находится под секторальными санкциями с 2014 г.
Как сообщил 3 декабря министр промышленности Италии А. Урсо., власти США заверили Италию, что ее банкам не грозят штрафы за нарушение санкций, если они помогут НПЗ ISAB покупать нероссийскую нефть.
Напомним, 2 декабря совет министров Италии, главный исполнительный орган правительства страны, одобрил декрет (закон) о защите национальных интересов в стратегических производственных секторах, включающий меры в отношении нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) ISAB ЛУКОЙЛа.
Документ призван обеспечить безопасность поставок нефти на НПЗ ISAB, а также техническое обслуживание, безопасность и эксплуатацию сетей и установок и, следовательно, непрерывность производства.
Для поддержания непрерывной и безопасной работы НПЗ ISAB на предприятии вводится процедура временного управления.
Временная администрация устанавливается межминистерским указом (Министерство бизнеса и производства Италии, Министерство экономики и финансов, Министерство окружающей среды и энергетической безопасности).
Максимальный период действия временной администрации устанавливается на 12 месяцев, который может быть однократно продлен еще на 12 месяцев.
Также 2 декабря компания Litasco ЛУКОЙЛа сообщила,что готова обеспечить работу своего нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) ISAB на Сицилии на фоне предстоящего эмбарго на нефть РФ.
Тогда пресс-служба Litasco заявила, что компания готова сотрудничать с правительством Италии для обеспечения нормальной работы предприятия.
1 декабря 2022 г. Financial Times (FT) со ссылкой на источники сообщила, что ЛУКОЙЛ возобновил переговоры о продаже НПЗ ISAB с американской частной инвесткомпании Crossbridge Energy Partners.
Ранее переговоры были остановлены в начале ноября 2022 г., поскольку ЛУКОЙЛ отклонил предложение, выразив обеспокоенность по поводу платежеспособности Crossbridge Energy Partners, несмотря на то, что предоставить финансирование для покупателя обещала Vitol.
По данным FT, ЛУКОЙЛ рассчитывал заключить соглашение на сумму 1,5 млрд евро до 5 декабря 2022 г.
Однако у правительства Италии возникли опасения, что сделка потребует намного больше времени.
Помимо Crossbridge Energy Partners, переговоры о продаже НПЗ ISAB велись с Vitol, Onex Holding и Equinor.
Также ЛУКОЙЛ провел переговоры с Trafigura на случай, если не удастся договориться с Crossbridge.
Нефтеперерабатывающий комплекс ISAB имеет мощность 16 млн т/год по сырью.
В рамках комплекса действуют установки каталитического крекинга, гидрокрекинга и др., индекс сложности Нельсона составляет 9,3, что является одним из самых высоких в регионе.
ISAB ориентирован на производство востребованных в Европе средних дистиллятов, в первую очередь, керосина и дизельного топлива.
По некоторым данным, ISAB покрывает 22% потребностей Италии в автомобильном топливе.
Закрытие завода могло бы привести к потере 10 тыс. рабочих мест.
Автор: А. Хасанова