Будет компромисс по налоговым стимулам? Минфин РФ прорабатывает возможную поддержку проекта ВНХК Роснефти
Минфину и Роснефти предстоит придти к компромиссному решению по поводу фискального режима для ВНХК
Об этом 19 января 2021 г. сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минфина РФ.
В соответствии с перечнем поручений президента РФ по развитию нефтегазохимической отрасли, Минфин совместно с заинтересованными ведомствами рассматривает вопрос о возможных мерах господдержки для проекта ВНХК.
В т.ч. речь идет о мерах налогового стимулирования для проекта.
Минфин РФ заверил, что предложения будут подготовлены в установленные сроки.
ВНХК - инициированный Роснефтью, но так и не реализованный проект по созданию нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Приморском крае.
В 2015 г. Роснефть и китайская ChemChina в ходе визита президента РФ В.Путина в Китай подписали меморандум о строительстве комплекса.
Проект планировался к реализации в 2 очереди - нефтепереработка мощностью 12 млн т/год по сырью и нефтехимия мощностью 3,4 млн т/год.
Позднее в проект была добавлена 3я очередь - еще 12 млн т/год нефтепереработки и 3,4 млн т нефтехимии.
1я очередь планировалась к запуску в 2020 г., 2я очередь - в 2022 г., 3я - в 4м квартале 2028 г.
В августе 2018 г. Роснефть переформатировала проект, решив увеличить объем производимого топлива и сократить выпуск нефтехимии.
По новому плану, объем производства нефтепродуктов планировалось увеличить до 8,1 млн т/год, в т.ч. бензина - с 1 до 1,8 млн т/год, что должно было способствовать решению топливных проблем Дальнего Востока.
Но ни в одной из этих конфигураций проект к практической фазе не приблизился.
На территории Находкинского городского округа Приморского края была создана территория опережающего развития (ТОР) Нефтехимический, якорным резидентом которой стала ВНХК.
Однако в мае 2019 г. Роснефть сообщила об исключении ВНХК из своих инвестиционных планов, приостановке финансирования проекта и списании уже сделанных вложений (без уточнения суммы).
При этом Роснефть подчеркнула, что может вернуться к проекту при привлекательных и стабильных фискальных условиях.
Возможность возвращения к проекту при фискальных условиях, обеспечивающих рентабельность проекта, подтвердил глава Роснефти И. Сечин в ходе встречи с президентом РФ В. Путиным в августе 2020 г.
В ходе совещания по стратегическому развитию нефтегазохимической отрасли, прошедшего под председательством В. Путина 1 декабря 2020 г. в г. Тобольск, И. Сечин предложил расширить перечень мер по стимулированию производства этана и сжиженного углеводородного газа (СУГ), что в т.ч. требуется для успешной реализации проекта ВНХК.
18 января 2021 г. был опубликован перечень поручений президента по итогам совещания, в т.ч. по ВНХК.
Так, правительству РФ поручено совместно с Роснефтью и Газпромом до 31 мая 2021 г. рассмотреть меры поддержки ВНХК, разработать дорожную карту строительства объектов внешней инфраструктуры, а также изучить возможность обеспечения ВНХК природным газом из ресурсной базы Газпрома.
В т.ч. речь идет о проработке меры налогового стимулирования для ВНХК, чем совместно с заинтересованными ведомствами должен заняться Минфин РФ.
Министерство традиционно выступает против предоставления льгот для нефтегазовых компаний, обосновывая это тем, что существующей господдержки вполне достаточно.
Роснефть и Минфин уже спорили по поводу фискального режима для ВНХК.
Сообщая о приостановке проекта, Роснефть апеллировала к тому, что проект ВНХК перестал быть рентабельным в условиях реализации налогового маневра в нефтяной отрасли России.
Минфин со своей стороны отметил, что налоговый маневр, напротив, улучшал экономические показатели реализации 1й очереди ВНХК и привел к увеличению его господдержки.
Роснефть взяла паузу, но затем вновь вернулась к теме господдержки ВНХК.
В сентябре 2020 г. стало известно, что Роснефть рассчитывает добиться от правительства РФ увеличения обратных акцизов, введенных для поддержки российских НПЗ и нефтехимических предприятий и призванных компенсировать рост цен на сырье из-за налогового маневра.
Роснефть рассчитывает добиться на внесение изменений в Налоговый кодекс, увеличив обратные акцизы на нефть и нафту, поставляемые для дальневосточные нефтегазохимические проекты.
Для обратного акциза на нефть предлагалось ввести логистический коэффициент 2, а на нафту считать по особой формуле с повышенным коэффициентом.
Обратный акциз для нафты должен был вырасти с 12600 руб./т до 18000 руб./т с 2024 г.
Новые налоговые условия по предложению Роснефти должны быть зафиксированы в течение 30 лет.
Минфин РФ предложением Роснефти был возмущен, сообщив, что запрошенные меры поддержки превышают возможный дополнительный эффект для бюджета от проекта, поэтому не могут быть предоставлены в озвученном объеме.
Предстоит выработать взаимоприемлемое решение, процесс будет сложным, но компромисс позволил бы снять проблему с топливообеспечением Дальнего Востока.
Автор: Е. Алифирова