Об этом сообщило агентство Reuters 26 марта 2020 г.
Это любопытно.
НПЗ только -только подняли голову.
Из-за падения цен на нефть у заводов, наконец, стал появляться жирок - маржа, о которой они в 2019 г. стали забывать.
Но гремучий коктейль - коронавирус, замешанный на отказе от Венского соглашения, сделал свое пагубное дело, и НПЗ, похоже, не успеют воспользоваться наметившейся на 2 квартал 2020 г. рентабельностью из-за отсутствия спроса на нефтепродукты.
Динамика падения переработки
В Азии, где сосредоточено более 1/3 мировых нефтеперерабатывающих мощностей, крупнейший НПЗ Индии сократил выпуск продукции на 25-30%.
В тоже время предприятия в Японии, Южной Корее и Таиланде, уже работающие на сниженных мощностях, ожидают еще большего сокращения производства и закрывают обслуживающие предприятия.
В Европе некоторые НПЗ в Великобритании и Германии также сократили производство, и трейдеры ожидают, что скоро и другие европейские предприятия последуют их примеру.
20 марта 2020 г. французская дочка ExxonMobil заявила, что адаптирует производство на 2х своих НПЗ в стране к падающему спросу.
Не лучше ситуация и в Америке: спрос на топливо начинает снижаться и производство сократили НПЗ в районе г. Лос-Анджелеса, оживленного авиахаба в недавнем прошлом.
Общий объем поставляемой продукции упал на 2,1 млн барр./сутки за последнюю неделю, т.е. почти на 10%.
Независимый НПЗ Phillips 66 заявил, что его загрузка в 1м квартале 2020 г. упала до уровня середины 80х гг.
Вы будете смеяться, но даже саудиты заявили о сокращении переработки нефти на своих НПЗ, но там история другая - не из-за падения спроса на нефтепродукты, а с целью экспорта нефти на мировой рынок для выдавливания конкурентов. Добывающие компании и США, и РФ наступают на пятки некогда недосягаемым аравийцам.
Причины падения цен на нефть
Поэтому не так просто понять, кто первоисточник этого неслыханного падения цен на нефть:
- власти РФ, которые имели много причин отказаться 6 марта 2020 г. от нового соглашения ОПЕК+;
- власти саудовской Аравии, которые, умело играя на американо - российских противоречиях, подготовившись на этот раз, вынудили власти РФ отказаться от Венского соглашения.
Очевидно, что ВИНКам в РФ будет нелегко, особенно Татнефти с сверхвязкой нефтью.
Они большие молодцы, потому что добывают нефть высокотехнологично.
Но это денег стоит.
В условиях таких цен Татнефти невыгодно наращивать добычу дорогой нефти - себе дороже.
Да и Л. Федун в шоке от нынешних цен.
Хорошо, что белорусский рынок вернулся.
За белорусские поставки компании получат около 100 млрд рублей/год компенсации за продажу без премии, компаниям это выгодно.
Начинаешь понимать, почему вице-премьер А. Белоусов 21 марта 2020 г, субботним вечером, с экранов ТВ раздраженно обвинил саудитов в срыве продления Венского соглашения.
Сдвиг глобального спроса
Аналитики Goldman Sachs считают, что мировой спрос на нефть, скорее всего, упадет на 18,7 млн барр./сутки в апреле 2020 г. по сравнению с падением на 10,5 млн барр./сутки в марте 2020 г.
Годовое потребление нефти упадет на 4,25 млн барр. /сутки с уровня 2019 г.
Такой обвал спроса станет шоком для мировой нефтеперерабатывающей промышленности.
Коронавирус нанес беспрецедентный удар по Азии, ведь на этот регион, сильно пострадавшей от эпидемии, приходится более 60% роста мирового спроса на нефть.
Нефтепереработчики в этом регионе, не успев вздохнуть полной грудью, сейчас теряют огромные деньги, поскольку внутренний спрос иссяк, люди остаются дома, не ездят, не летают:
- НПЗ в Сингапуре может потерять около 2 долл. США / барр. сырой нефти, которую он перерабатывает, и более 6 долл. США/барр. на производстве бензина.
- некоторые нефтеперерабатывающие предприятия не смогли использовать время простоя для модернизации или планово-предупредительных ремонтов (ППР) из-за нехватки рабочей силы в результате изоляции.
- Корея. Официальный представитель Корейской нефтяной Ассоциации Чо Санг-бум сообщил, что 1й квартал 2020 г. будет для них худшим в истории, поскольку производство нефтепродуктов было убыточным.
- Крупнейший НПЗ Японии, JXTG, ожидает рекордный чистый убыток в размере 300 млрд иен (2,7 млрд долл. США) за год, закончившийся в марте 2020 г.
- Hyundai Oil Bank планирует сократить расходы на 70%, чтобы попробовать компенсировать влияние кризиса.
- В Индии нефтепереработчики страдают из-за проблем с денежными потоками. Резервуары предприятий полны, но их розничные доходы практически остановились из-за слабого спроса. В тоже время НПЗ продолжают платить за импорт сырой нефти, чтобы избежать дефолта.
- Китай. Ожидается, что темпы нефтепереработки там вырастут на 3% в годовом исчислении - до 77% во 2м квартале 2020 г. по сравнению с 63% в феврале 2020 г.
- держится Австралия. 4 австралийских НПЗ заявили, что они следят за ситуацией и будут корректировать работу в зависимости от ситуации. Однако 2 из них выразили уверенность, что местный спрос на авиатопливо, скорее всего, рухнет до 90% из-за отмены авиарейсов.
- Petron Corp и Shell на Филиппинах, Pertamina и PetroVietnam заявили, что их НПЗ пока работают в штатном режиме.
Автор: А. Никитина, О. Бахтина