30 мая 2017 г от Минприроды РФ стало известно, что Росприроднадзор подал иск к Омскому НПЗ за нарушения природоохранного законодательства на буферных прудах.
Омский НПЗ категорически не согласен с мнением Росприроднадзора и требует доказать требования ведомства в суде.
Об этом «Газпромнефть-ОНПЗ» заявила 31 мая 2017 г.
Тезисы от ОНПЗ:
- работы на буферном пруду ОНПЗ проводятся в соответствии с Декларацией о безопасности, согласованной Управлением Ростехнадзора по Омской области и направлены на подготовку к ремонту гидротехнического сооружения и обеспечение его безопасной эксплуатации;
- при ремонте действующих гидротехнических сооружений ОНПЗ не ведет деятельности, связанной с обращением с отходами;
- заводская комплексная система мониторинга не выявила экологических нарушений предприятия в этот период по всем контролируемым параметрам.
Любопытно, что позиция предприятия подтверждается результатами внезапной проверки Ростехнадзора, которая состоялась 17 - 20 апреля 2017 г.
Тогда нарушений обнаружено не было, более того, ведомство постановило, что буферный пруд «Газпромнефть-ОНПЗ» эксплуатируется безопасно, а контроль за его характеристиками в соответствии с проектом мониторинга ведется регулярно и в полном объеме.
Росприроднадзор пока не предъявил доказательств того, что работы, проводимые на буферном пруду, нарушили штатную эксплуатацию объекта.
Тем не менее, 30 мая 2017 г стало известно, что помимо возбуждения административных дел управлением Росприроднадзора по Омской области были предъявлены исковые требования о прекращении незаконной деятельности как к Омскому НПЗ, так и к подрядным организациям: Нижегородскому институту прикладных технологий и Нефтехимремонту.
Напомним, что 23 мая 2017 г Росприроднадзор завершил внеплановую проверку Омского НПЗ, в ходе которой:
- не была обнаружена соответствующая проектная документация, поэтому, по мнению ведомства, образующиеся отходы не учитываются, а паспорта на них отсутствуют;
- завод не соблюдал обязательные требования законодательства по охране земель.
Позиция Росприроднадзора жесткая и практически мгновенная, но доказательная база не очень впечатляет, да и подтвердить вину нефтеперерабатывающего предприятия ни по одному из неоднократно предъявленных обвинений ведомству пока не удалось.
Начнем с того, что проверка на Омском НПЗ началась по совершенному другому поводу - в связи с распространившимся по Омску в марте 2017 г неприятного запаха гнилой капусты, в котором обыватели узнали этилмеркаптан.
Этилмеркаптан - одорант, добавляемый в пропорции 16 г / 1000 м3 в совершенно непахнущий природный газ, чтобы легче определять его утечку.
В штатном состоянии этилмеркаптан безвреден, потому что порог восприятия этого запаха - 0,19 мг/м3, а ПДК в воздухе рабочей зоны - 1 мг/м3.
Однако из-за слабых водородных связей между молекулами всех тиолов, этот одорант довольно летуч.
22 марта 2017 г Управление Росприроднадзора по Омской области заявляло, возможным источником запаха этилмеркаптана являются буферные пруды Омского НПЗ.
Директор ИППУ СО РАН А. Лавренов тогда мягко пояснил чиновникам, что эта бесцветная и малорастворимая в воде жидкость не может попасть в буферный пруд.
В парке сжиженных углеводородных газов (СУГ) ОНПЗ, где используется этилмеркаптан, ПДК было в норме.
Чиновники расширили поиски нарушителей, более не задавая вопросов ОНПЗ, но сомнения, похоже, остались.
У Ростехнадзора претензий к предприятиям по данному факту изначально не было – все работали в штатном режиме.
Теперь, раз уж злосчастного вещества на Омском НПЗ найти не удалось, Росприроднадзор требует остановить ведущиеся работы на буферных прудах, которые, кстати, были начаты по рекомендации другого профильного ведомства – Ростехнадзора по Омской области.
В будущем ОНПЗ вообще не будет попадать в круг подозреваемых, ведь предприятие уже работает над проектом магистрального канализационного коллектора, который исключит буферные пруды из цепочки очистки, напрямую соединив строящиеся очистные сооружения ОНПЗ с очистными сооружениями ОмскВодоканала.
Ждем суд, заседание которого назначено на 8 июня 2017 г.