Обновленную информацию о ситуации с НИС Академик Николай Страхов Институт океанологии (ИО) РАН опубликовал своем Telegram-канале 16 сентября 2024 г.
Сложности буксировки
НИС Академик Николай Страхов, стоящий на якоре вблизи входа в Обскую губу после выхода из строя главного двигателя, ждет подхода буксира, который доставит его в порт Мурманск.Схема операции по буксировке судна была изменена:
- ранее предполагалось, что членов научной экспедиции и часть экипажа Николая Страхова заберет НИС Академик Мстислав Келдыш 16 сентября, однако во избежание нарушения договорных обязательств и срыва научной программы НИС Академик Мстислав Келдыш администрацией ИО РАН было принято решение эвакуировать людей на буксир, который доставит аварийное судно в Мурманск;
- также произошла замена буксира и пункта назначения:
- по состоянию на 12 сентября был найден буксир необходимого класса и заключен договор о буксировке НИС Академик Николай Страхов, но подрядчик отказался от исполнения договора буксировки без объяснения причин, договор расторгнут,
- руководство ИО РАН оперативно предоставило гарантии оплаты Морспасслужбе за буксировку НИС Академик Николай Страхов, подход буксира-спасателя Морспасслужбы ожидается 18-19 сентября,
- вместо порта Архангельск НИС Академик Николай Страхов будет доставлен в порт Мурманск.
ИО РАН сообщил, что 15 сентября в 05:00 на помощь к НИС Академик Николай Страхов вышел буксир.
Название буксира-спасателя ИО РАН и Морспасслужба не приводят.
Данные сервисов отслеживания судов показывают, что 15 сентября из порта Мурманск вышло многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман, участник флота достройки магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
Пройдя Кольский залив, Мурман взял курс на восток и сейчас идет со скоростью 11,8 узла, оставив позади о. Колгуев и приближаясь к проливу Карские ворота.
Авария на НИС Академик Николай Страхов
Николай Страхов 29 августа 2024 г. вышел из порта Мурманск в 58ю экспедицию в Карское море.5 сентября 2024 г. в 27 морских милях на северо-восток от о-ва Белый в Карском море на НИС остановился главный двигатель судна, его ремонт в море невозможен.
Энергообеспечение судна удалось перевести в нормальный режим, запустив вспомогательный дизель-генератор.
7-9 сентября в Карском море прошел сильный шторм с усилением ветра до 30 м/с.
Судно с неработающим двигателем сдрейфовало на якоре более чем на 17 миль к берегу в сторону фарватера на входе в Обскую губу.
В настоящее время судно стоит на якоре в 22 морских милях на восток от о-ва Белый, немного западнее входа в Обскую губу.
Согласно прогнозам в ближайшие дни в районе стоянки судна ожидается спокойная погода с незначительным усилением ветра 18 сентября.
ИО РАН подчеркивает, что на настоящий момент ситуация не признана критической, принятие экстренных мер не требуется, жизни и здоровью людей на борту ничего не угрожает.
Начиная с момента аварии руководство ИО РАН находится на прямой связи со всеми ответственными организациями, как Морспасслужба, Ространснадзор по Уральскому федеральному округу, администрация Севморпути, Главное Управление ФСБ России.
В качестве основной причины аварии ИО РАН назвало многолетнее хроническое недофинансирование ремонта и содержания судов научного флота РАН, о чем говорят конкретные запрошенные суммы на эти нужды, и размеры реально выделенных субсидий.
Также ИО РАН сообщил, что перед выходом в рейс НИС Академик Николай Страхов, согласно действующим правилам, было освидетельствовано Морским Регистром, получило разрешение на выход в экспедицию и вышло в море со всеми необходимыми документами.
НИС Академик Николай Страхов было построено в 1985 г. финской Hollming Ltd по заказу Академии наук СССР.
В 2022-2023 гг. Академик Николай Страхов проходил модернизацию, в первый рейс после обновления судно вышло из порта Калининград в порт Мурманск 15 августа 2023 г.