Об этом 4 марта 2024 г. на брифинге сообщил официальный представитель главы ООН С. Дюжаррик.
ООН беспокоится
Тезисы от С. Дюжаррика:- генеральный секретарь глубоко обеспокоен сообщением о затоплении судна Rubymar у берегов Йемена и потенциальными последствиями для окружающей среды, экономики и гуманитарной ситуации в Йемене и регионе,
- ООН призывает воздерживаться от действий, которые могут ухудшить ситуацию в Йемене.
Риски экологической катастрофы с Rubymar ООН сильно беспокоят, поскольку накладываются на проблемы с плавучим хранилищем нефти (FSO) Safer.
В 2023 г. благодаря усилиям ООН были снижены риски, связанные с разрушающимся FSO Safer у берегов Йемена.
SMIT Salvage, дочка Boskalis, завершила работы по перекачке с FSO Safer более 1,1 млн барр нефти по методу борт-в-борт на нефтеналивной танкер VLCC Yemen (ранее Nautica).
Для финансирования проекта государства-члены ООН, частный сектор и мировая общественность выделили более 121 млн долл США.
Однако работы полностью не завершены, на утилизацию FSO Safer требуется еще 22 млн долл США.
После обострения ситуации в Йемене, демонтаж FSO был приостановлен из-за проблем с безопасностью в южной части Красного моря и Аденском заливе.
Ситуация с Rubymar
После обострения осенью 2023 г. вооруженного конфликта между Израилем и палестинским движением ХАМАС йеменские повстанцы-хуситы из движения Ансар Аллах начали атаковать суда в Красном море, которые они подозревают в связях с Израилем.Всего было атаковано порядка 60 судов, самым громким нападением стал ракетный удар 19 февраля 2024 г. по балкеру Rubymar, который хуситы связали с Великобританией.
В своем последнем рейсе сухогруз следовал из порта Рас-Аль-Хаир в ОАЭ, который покинул 8 февраля, в болгарский порт Варна.
Страховой статус судна, которое принадлежит Ливану, управлялось греческой Blue Fleet и ходило под флагом Белиза, остается неясным.
Выпущенные хуситами 19 февраля 2 противокорабельные баллистические ракеты попали в Rubymar, в результате чего судно начало постепенно заполняться водой.
Экипаж судна Rubymar был вынужден покинуть судно, что стало первой эвакуацией с момента начала хуситских атак в Красном море.
После того, как Rubymar начал набирать воду был разработан план, согласно которому с помощью кораблей ВМС США сухогруз должен был быть отбуксирован в порт Джидда в Саудовской Аравии.
Однако реализовать операцию не удалось из-за штормовой погоды, установившейся в Красном море.
2 марта 2024 г. судно затонуло, что подтвердили Центральное командование ВС США (CENTCOM) и международно признанное правительство Йемена.
CENTCOM заявило, что необоснованное нападение хуситов нанесло серьезный ущерб судну, и в результате образовалось нефтяное пятно, простирающееся на 18 миль.
Также опасность представляет груз судна - 21 тыс. т фосфатно-сульфатных удобрений (смесь сульфата и фосфата аммония).
Еще один фактор риска - положение судна под водой, что представляет угрозу для других судов, проходящих по судоходному коридору в Красном море.