Комментарий КТК представил 9 августа 2021 г.
- выход нефти произошел 7 августа 2021 г. в 16:49 мск на морском терминале КТК при погрузке на выносном причальном устройстве (ВПУ №1) танкера Minerva Symphony (флаг Греции, порт прописки Пирей);
- площадь разлива составила около 200 м2, объем - порядка 12 м3.
- причиной - разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью ВПУ (поставщик - IMODCO, MONACO).
Для ЛАРН были:
- оперативно привлечены силы и средства профессионального аварийно-спасательного формирования (17 судов),
- выставлены боновые заграждения,
- задействованы 4 нефтесборных системы и емкости для сбора нефти.
7 августа к 22:42 мск разлив нефти был локализован, ЛАРН завершена.
Ведется работа по мониторингу акватории Черного моря.
Для замеров состояния воды и воздуха привлечены независимые лаборатории, которые осуществляют отбор проб в территориях, прилегающих к морскому терминалу.
На время ликвидации последствий нештатной ситуации отгрузка нефти на Морском терминале КТК была временно остановлена.
К утру 8 августа ситуация была нормализована и не представляла опасности для местного населения, флоры и фауны Черного моря.
Для расследования причин и условий, приведших к инциденту, в КТК создана специальная комиссия.
Локализовать разлив и ликвидировать его последствия в кратчайшее время позволило повышенное внимание к вопросам обеспечения безопасности производства и готовности к чрезвычайным ситуациям:
- КТК ежегодно проводит не менее 10 крупномасштабных учений по ликвидации разливов нефти (ЛАРН) и тушению пожаров.
- последние учения прошли менее 3 недель назад, 21 июля 2021 г., причем их легенда предусматривала более жесткую ситуацию - «гильотинное» разрушение подводного трубопровода при погрузке танкера у ВПУ.
- учения направлены на обеспечение готовности сил и средств КТК и подрядных организаций к ликвидации возможных ЧС в регионах прохождения трассы магистрального нефтепровода (МНП) Тенгиз - Новороссийск, а также в целом на минимизацию воздействия деятельности консорциума на экосистему.
Позиция Росприроднадзора
Росприроднадзор объяснениями КТК не удовлетворился, глава ведомства С. Радионова 10 августа заявила, что АРН на терминале КТК связан с обычной халатностью:- АРН, который произошел в эти выходные, достаточно знаковый,
- это результат халатных действий, здесь не было сбоя оборудования или нештатной ситуации,
- люди просто не проследили за своими прямыми обязанностями, и получили фонтан нефти, который бьет посреди акватории Черного моря,
- компания заявляет, и пока цифры малы - от 1 - 50 т нефти,
- Росприроднадзор проверяет работу оборудования и надеется получить именно учетные данные по тем параметрам оборудования, которые ведомству предоставят,
- Росприроднадзор не имеет доступа к этим системам учета, поэтому рассчитывает на добросовестность компании,
- измерить пленку, которая растеклась по акватории моря, фактически выделив оттуда вещество, - достаточно серьезная и долгая работа, думаю, мы будем недели 3 это делать.
- трубопроводная система КТК связывает месторождения западного Казахстана и российские месторождения, в т.ч. шельфовые, с морским портом Новороссийск, в котором нефть загружается на танкеры для последующей отправки на мировые рынки.
- протяженность - 1,511 тыс. км,
- пропускная мощность - 67 млн т/год, которая была достигнута в 2018 г. по итогам реализации проекта расширения.
Смена подрядчика - оператора МНП КТК
В марте 2021 г. КТК сменил подрядчика по выполнению комплекса работ по обслуживанию морского терминала КТК - вместо Ламналко им стала Транснефть-Сервис.16 марта 2021 г. Транснефть-Сервис развернула свой флот из 17 ед. в гавани вспомогательных судов морского терминала КТК и на следующий день начала обслуживание танкеров, встающих под погрузку.
Смена подрядчика произошла неспокойно.
Ламналко - дочка нидерландско-эмиратской Smit Lamnalco, специализирующейся на глубоководных работах - обслуживала терминал КТК, включая услуги по пожаротушению, на протяжении 10 лет, в течение которых нештатных ситуаций выявлено не было.
Лицензионные проверки контролирующих органов на протяжении этого срока компания проходила без замечаний.
В 2019 г. в связи с истечением срока контракта и действующими в КТК процедурами был проведен тендер, победителем которого стала Транснефть-Сервис, дочка Транснефти.
В 2020 г. работы Ламналко по обслуживанию терминала КТК должны были завершится, но для обеспечения корректной передачи функций срок работы компании на терминале был продлен.
В феврале 2021 г., как писала «Комсомольская правда», непосредственно перед сменой подрядчика, в ходе осмотра после шторма на 5м шланге внутренней линии ВПУ №2 было обнаружено образование гофры. Издание отмечало, что Ламналко отказалось выполнять работы по замене дефектного шланга, объяснив это отсутствием технических возможностей и приемлемых погодных условий. Мы связались с Ламналко для выяснения деталей.
В компании пояснили, что в марте 2021 г. направляли в адрес КТК-Р официальное письмо, в котором говорилось, что Ламналко не отказывается от проведения работ, но хочет провести их в соответствии с требованиями и нормами безопасности и с соблюдением всех утвержденных КТК процедур, что требует соответствующего времени на подготовку и не может быть выполнено за оставшееся время до истечения срока действия договора (копия письма находится в распоряжении редакции).