Об этом Роснефть заявила 20 июля 2025 г.
Это незаконно!
Роснефть напомнила, что не является контролирующим акционером Nayara Energy и даже никогда не получала дивидендов от компании, т.к. все средства идут на развитие индийского предприятия.Также Роснефть выразила надежду, что Nayara Energy предпримет меры по защите интересов акционеров и потребителей, пообещав, что они будут поддержаны правительствами России и Индии.
Тезисы от Роснефти:
- Роснефть считает необоснованным и незаконным решение ЕС о введении ограничительных мер в отношении индийского НПЗ Nayara Energy,
- данные санкции являются очередным примером экстерриториального применения политически мотивированных ограничений, грубо нарушающих нормы международного права и ущемляющих экономические интересы суверенного государства,
- Роснефть не является контролирующим акционером Nayara Energy - доля компании в уставном капитале предприятия составляет менее 50%, предприятием управляет независимый совет директоров,
- основание ЕС для введения санкций является полностью надуманным и ложным по содержанию:
- Nayara Energy - индийское юридическое лицо, экономическая деятельность которого направлена на развитие актива,
- налогообложение предприятия осуществляется полностью в Индии,
- акционеры Nayara Energy ни разу не получали дивиденды, а накопленная прибыль использовалась исключительно для развития нефтепереработки и нефтехимии, а также розничной сети компании в Индии;
- НПЗ Nayara Energy - стратегически важный актив индийской энергетики, обеспечивающий стабильные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок страны,
- введение санкций против предприятия прямо угрожает энергетической безопасности Индии и негативно скажется на ее экономике,
- подобные действия ЕС демонстрируют полное пренебрежение не только к международному праву, но и к суверенитету третьих стран,
- Роснефть рассматривает эти санкции как часть деструктивной политики ЕС, направленной на дестабилизацию глобальных энергорынков,
- ограничения в отношении Nayara Energy являются очередным примером применения ЕС практики недобросовестной конкуренции,
- рассчитываем, что Nayara Energy предпримет меры по защите законных интересов своих акционеров и потребителей, которые будут поддержаны правительствами России и Индии.
НПЗ Вадинар и санкции ЕС
Nayara Energy Limited зарегистрирована в Индии и управляет крупным нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) в г. Вадинар, шт. Гуджарат на северо-западе Индии.НПЗ Вадинар (Vadinar Refinery):
- 2й по величине НПЗ в Индии, расположенный на одной площадке,
- мощность первичной переработки нефти - 20 млн т/год или 405 тыс. барр./сутки,
- индекс сложности Нельсона - 11,8 (входит в десятку лучших установок в мире),
- глубина переработки нефти - 95,5%,
- высокая гибкость в выборе сырья и возможность переработки тяжелых и сверхтяжелых сортов нефти.
В 2019 г. Nayara Energy объявила о планах расширения НПЗ Вадинар и выходе на рынок нефтехимии.
Была заявлена цель по увеличению мощности НПЗ с 20 млн т/год до 46 млн т/год и расширению корзины перерабатываемых сортов нефти, а также строительству НХК мощностью 10,75 млн т/год.
НХК будет в основном сосредоточен на производстве полиэтилена, очищенной терефталевой кислоты, полипропилена и параксилола.
В феврале 2024 г. Миннефти Индии подтвердило планы Nayara Energy по удвоению мощности НПЗ Вадинар.
ЕС наложил прямые санкции на Nayara Energy в 18м пакете, вступившем в силу 19 июля 2025 г.
Введение санкций было мотивировано тем, что Nayara Energy принадлежит Роснефти (у Роснефти 49,13% в Nayara Energy, т.е. контроля в предприятии у Роснефти нет) и является крупным переработчиком российской нефти.
Сама Nayara Energy санкции ЕС не комментировала.
Однако реакция уже последовала.
По данным Reuters и Bloomberg, после введения санкций ЕС компания ужесточила условия продажи продукции.
Так, Nayara Energy начала требовать предоплату или документарный аккредитив перед погрузкой партии нафты в следующем месяце.
Речь идет о тендере на партию нафты объемом 33-35 тыс. т, которая должна быть погружена в период с 14 по 18 августа, ранее подобных требований не выдвигалось.
Не только Вадинар
Санкции против Nayara Energy - не единственный удар по индийской нефтепереработке, который ЕС нанес в 18м пакете.Так, ЕС вводит запрет на импорт из третьих стран продуктов нефтепереработки, полученных из российской нефти.
Компаниям ЕС будет запрещено приобретать, импортировать или поставлять в ЕС нефтепродукты, полученные в третьей стране из российской сырой нефти, а также оказывать техническую или финансовую помощь для таких поставок.
Запрет вводится отложено и имеет ряд оговорок:
- дается 6-месячный переходный период, до 21 января 2026 г.,
- страны-партнеры (Канада, Норвегия, Великобритания, США и Швейцария), которые ввели запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов, освобождаются от этого запрета,
- нефтепродукты, импортируемые из стран - нетто-экспортеров нефти будут считаться произведенными из местной нефти, а не из российской,
- ЕК должна подготовить руководство в отношении применения запрета, в частности доказательств, которые должны предоставлять операторы, занимающиеся импортом нефтепродуктов в ЕС.
Напомним, что Индия в значительной степени заместила российские поставки нефтепродуктов в ЕС, заблокированные в феврале 2023 г.
Однако еврочиновников такое положение дел не устроило.
Ж. Боррель, когда возглавлял евродипломатию, призывал ЕС в рамках ужесточения санкций против российского энергетического сектора принять меры против перепродажи Индией российской нефти после ее переработки.
Глава МИД Индии С. Джайшанкар в ответ порекомендовал ему изучить санкции ЕС, где указывается, что российская нефть, подвергшаяся глубокой переработке в третьей стране, уже не считается российской.
В свою очередь, Ж. Боррель уклончиво отвечал, что ЕС не обвиняет правительство Индии в закупках российской нефти, но свой импорт нефтепродуктов будет изучать.
Представитель МИД Индии Р. Джайсвал заявил, что Индия не поддерживает односторонние санкционные меры.
Тезисы от МИД Индии:
- Индия является ответственным международным игроком и полностью соблюдает свои юридические обязательства,
- энергетическая безопасность имеет первостепенное значение для удовлетворения базовых потребностей граждан Индии,
- подход Индии определяется ее национальными приоритетами и правовой базой,
- санкции, выходящие за рамки ООН, не являются легитимными и не должны препятствовать суверенному праву Индии обеспечивать своих граждан доступными и надежными энергоресурсами.
По оценкам Global Trade Research Initiative (GTRI), санкции ЕС могут затронуть экспорт нефтепродуктов из Индии на сумму 5 млрд долл. США.
Еще одним существенным последствием может стать рост цен на нефтепродукты, причем как в ЕС, так и в странах-производителях, покупающих российскую нефть на переработку и экспортирующих произведенные нефтепродукты.
Помимо Индии, это может коснуться еще ряда стран, в первую очередь, Китая и Турции.