USD 78.1856

+0.23

EUR 90.9716

+0.41

Brent 69.82

+0.22

Природный газ 3.545

+0.02

3 мин
1233

В России может быть восстановлен полный запрет на экспорт бензина

Запрет может быть введен на период до 1 ноября 2025 г.

В России может быть восстановлен полный запрет на экспорт бензина

Москва, 26 июн - ИА. Neftegaz.RU. В России может быть восстановлен полный запрет на экспорт бензина на период до 1 ноября 2025 г.
Эта возможность обсуждалась на заседании Биржевого комитета ФАС, 25 июня 2025 г. сообщили РИА Новости и Интерфакс со ссылкой на источники.

Ждем полного эмбарго?

По данным изданий:
  • на еженедельном заседании Биржевого комитета ФАС рассматривался вопрос о введении полного запрета на экспорт бензина из РФ, в т.ч. для производителей,
  • запрет может быть введен на период до конца октября 2025 г.,
  • одна из причин текущей ситуации на рынке заключается в том, что многие компании проводят планово-предупредительные ремонты (ППР) на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ),
  • это позволит снять риски, связанные с ППР на НПЗ в период высокого спроса.

Биржевые цены на бензин перешли к активному росту с начала лета и достигли максимальных значений с начала 2025 г.
23 июня 2025 г. котировки бензина АИ-92 на Петербургской бирже по национальному индексу подскочили до 64 957 руб./т, по АИ-95 котировки подскочили до 67 171 руб./т 24 июня.
Оба значения стали максимальными с сентября 2023 г., когда впервые было введено полное эмбарго на экспорт бензина и дизельного топлива из России.

Далее последовала коррекция - 25 июня котировки АИ-92 опустились на 1,4% к предыдущему дню, до 62 775 руб./т, АИ-95 - на 1,2%, до 66 674 руб./т.
Однако, несмотря на это снижение, с начала июня рост биржевых котировок АИ-92 составил 9,0%, АИ-95 - 9,6%.
Эта динамика обусловлена ростом спроса на моторные топлива в летний период пикового потребления, который традиционно накладывается на летний сезон ППР на НПЗ.

Как работает эмбарго?

Полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России (за исключением поставок в рамках межправсоглашений и ряда др. случаев) был введен 21 сентября 2023 г. для купирования назревшего топливного кризиса на внутреннем рынке.
Тогда сошелся целый ряд факторов - продолжающийся период высокого спроса, высокая экспортная альтернатива, выбытие части перерабатывающих мощностей в результате плановых и неплановых ремонтов, уборочная кампания, общая нервозность рынка и др. - что привело к резкому росту биржевых цен на топливо и возникновению локальных дефицитов.

По мере стабилизации рынка запреты ослаблялись.
Так, по дизельному топливу с 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля, с 22 ноября 2023 г. - летнего дизельного топлива, а с 22 марта 2024 г. - зимнего дизеля.
На текущий момент необходимости в восстановлении запрета на экспорт дизтоплива ФАС не видит.

Регулирование экспорта бензина потребовало более тонкой ручной настройки, поскольку запас по мощностям для его производства в России существенно ниже, чем по дизтопливу.
В связи с этим запрет на экспорт в той или иной форме восстанавливался и действует по текущий момент:
  • полный запрет действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 г.,
  • затем он был восстановлен на период с 1 марта по 31 августа 2024 г., чтобы поддержать стабильность топливного рынка в период высокого спроса в ситуации выбытия части перерабатывающих мощностей в результате плановых и неплановых ремонтов на НПЗ,
  • в период с 20 мая по 31 июля 2024 г. запрет ослаблялся во избежание затоваривания - было дано разрешение на экспорт бензина для производителей (компаний с объемом переработки свыше 1 млн т/год),
  • на фоне затягивающихся ремонтов НПЗ с 1 августа 2024 г. запрет на экспорт бензина был возвращен в полном объеме, а затем - продлен до конца 2024 г.,
  • 30 ноября 2024 г. правительство РФ продлило временное ограничение на экспорт бензина до 31 января 2025 г. для непроизводителей, но с поставок, осуществляемых непосредственными производителями нефтепродуктов, запрет был снят,
  • затем в том же виде эмбарго было продлено до 28 февраля 2025 г., затем - до 31 августа.
В конце мая 2025 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщал, что Минэнерго предложило продлить запрет экспорта бензина для непроизводителей, действующий до конца августа, на сентябрь-октябрь.
Сейчас не исключено восстановление полного запрета на экспорт бензина из России до конца октября 2025 г.

Дефицита нет

Минэнерго РФ заверило, что запасы бензина и дизельного топлива достаточны для прохождения периода пикового летнего спроса.
Тезисы от Минэнерго РФ:
  • отрасль полностью готова к сезонному повышению спроса, и дефицита нефтепродуктов не ожидается,
  • запасы бензина и дизельного топлива близки к историческим максимумам, что гарантирует бесперебойное снабжение внутреннего рынка,
  • текущая ситуация на рынке топлив стабильна.
В связи с этим министерство не видит оснований для резкого роста цен на бензин и дизельное топливо на АЗС в летний период, но продолжает внимательно наблюдать за ситуацией.
По данным Росстата на 23 июня 2025 г., розничные цены на бензин в России с начала года выросли на 3,0%, в т.ч. на АИ-92 - на 3,2%, на АИ-95 - на 3,0% (на основании мониторинга более чем 1800 АЗС в 279 городах).
Рост цен на бензин на АЗС остается в пределах инфляции (3,68% с начала года по данным Росстата), а скачки биржевых котировок напрямую в розничные цены не перекладываются.
Между тем, ФАС ранее поясняла, что последний взлет биржевых цен на бензин может быть связан с отложенным спросом из-за длинных выходных в июне.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK