Об этом 3 декабря 2024 г. сообщил ТАСС со ссылкой на ФАС.
ФАС следит за ситуацией
По сообщению ФАС:- в связи с решением правительства РФ по отмене запрета на экспорт бензина для производителей нефтепродуктов служба совместно с СПбМТСБ прорабатывает вопрос о предоставлении независимыми поставщиками планов по объемам реализации топлива на нефтебазах,
- сейчас к биржевым торгам в мелкооптовом сегменте уже подключены 37 независимых нефтебаз,
- кроме того, на биржевом комитете ФАС России рекомендовала нефтяным компаниям предпринять исчерпывающие меры по увеличению объемов производства и реализации зимнего дизельного топлива,
- ФАС и ее территориальные органы держат на контроле ситуацию с ценообразованием на нефтепродукты.
Эмбарго и его корректировки
Правительство РФ 30 ноября 2024 г. продлило временное ограничение на экспорт бензина до 31 января 2025 г., одновременно разрешив поставки непосредственными производителями нефтепродуктов.Как пояснила пресс-служба правительства, решение принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке, поддержания экономики нефтепереработки, противодействия серому экспорту автомобильного бензина.
Напомним, что запрет на экспорт бензина из России был восстановлен с 1 марта 2024 г. (до этого, в 2023 г. запрет на экспорт бензина действовал с 21 сентября по 17 ноября).
Первоначально срок запрета был установлен по 31 августа, но в период с 20 мая по 31 июля он был ослаблен - было дано исключение для производителей чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства,
с 1 августа 2024 г. запрет был возвращен в полном объеме, а затем - продлен до конца 2024 г.
После прохождения периода высокого спроса на бензин, правительство РФ начало рассматривать возможность досрочного ослабления эмбарго.
Рассматривался вариант с открытием экспорта только бензина АИ-92 при подтверждении затоваривания им резервуарных парков на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), но от этой идеи решили отказаться, вероятно, в связи со сложностью экспортного контроля.
В связи с наступлением зимнего сезона больше внимания регуляторы уделяют стабильности ситуации с зимним дизельным топливом.
На заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов 8 октября 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак указал на необходимость особого внимания к переходу с летнего на зимнее дизельное топливо с точки зрения наличия его объемов и формирования доступных цен, которые не должны расти выше инфляции.
Вводить эмбарго на экспорт дизтоплива пока не планируется, хотя как возможная мера для поддержания стабильности на рынке этот шаг обсуждался.
Напомним, что эмбарго на экспорт дизельного топлива из России было введено одновременно с бензином 21 сентября 2023 г.
По мере стабилизации рынка условия ограничений постепенно смягчались и корректировались.
Так, 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля, а 22 ноября 2023 г. - отменен запрет на экспорт летнего дизельного топлива.
По зимнему дизелю эмбарго сохранялось до 22 марта 2024 г.