Предложение оформлено в виде проекта указа президента РФ, документ опубликовал Telegram-канал Baza.
Проект указа
По данным канала, в середине октября 2024 г. И. Сечин отправил запрос помощнику президента РФ Л. Брычевой в виде проекта указа президента, касающегося временного порядка раскрытия и предоставления информации об экспорте российской нефти и нефтепродуктов.В проекте отмечено, что ограничение необходимо для защиты национальных интересов РФ как ответ на недружественные действия США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, связанные с введением ограничительных мер против граждан юридических лиц РФ.
Проектом указа предлагается:
- утвердить перечень сведений, доступ к которым должен быть ограничен,
- перечень включает:
- сведения об экспорте российской нефти и нефтепродуктов, в т.ч. об их конкретных наименованиях, объеме, цене и ценовых условиях контрактов, наименований продавца, покупателя и др. лиц, участвующих в экспорте (перевозчиках, страховщиках, сюрвейерских компаниях и т.д.), транспортных средствах, используемых для экспортной перевозки товаров морским транспортом, направлениях и маршрутах транспортировки, включая наименования портов отгрузки/перевалки, датах операций по перевозке,
- систематизированные данные таможенной статистики об экспорте товаров,
- сведения об объемах производства товаров российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ),
- сведения о реализации на биржевых торгах обязательной величины объемов отдельных видов нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива класса 5), выработанных хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке;
- запретить распространение таких сведений, в т.ч. с использованием СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. Интернета (допускается только распространение сведений, предоставляемых обладателем данных и касающихся его деятельности),
- поручить правительству РФ в течение 10 дней с даты вступления указа в силу определить перечень кодов по единой ТН ВЭД ЕАЭС, к которым применяется указ, и утвердить порядок обращения с такими сведениями,
- также правительство должно обеспечить утверждение федеральными органами исполнительной власти типового регламента обеспечения информационной безопасности (ИБ) при автоматизированной обработке информации, получаемой из единых информационных систем отдельных федеральных органов исполнительной власти.
Что беспокоит Роснефть?
Предложения Роснефти (если документ подлинный) призваны, в первую очередь, ограничить раскрытие информации об экспортных схемах, используемых российскими нефтяными компаниями и их покупателями, в т.ч. для работы вне введенного странами G7 механизма потолка цен.Напомним, что потолок цен на экспортируемую морем российскую нефть установлен на уровне 60 долл. США/барр., для нефтепродуктов потолок цен составляет 100 долл. США/барр. (для премиальных нефтепродуктов) и 45 долл. США/барр. (для дисконтируемых к нефти).
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
Такой механизм, по мнению США, должен сохранить присутствие российской нефти на рынке, но сократить доходы России от экспорта.
Для Роснефти такая политика очевидна - на ПМЭФ 2024 И. Сечин говорил, что США стремятся сократить нефтяные доходы России.
После введения потолка цен, российские компании, в т.ч. Роснефть, начали выстраивать альтернативные схемы поставок и экосистему морской логистики нефти, включая страхование.
Согласно данным S&P Global, доля российского экспорта нефти на танкерах, работающих вне механизма потолка цен, в сентябре 2024 г. достигла рекордного уровня в 83,8%.
В ответ страны G7 принимают меры по ужесточению контроля за потолком цен и дальнейшему давлению на Россию для противодействия обходу потолка цен (тем более, что переключение России на альтернативные схемы ударила по судовладельцам ЕС и британским страховщикам).
Так, США ввели серию санкций против судов и судовладельцев, подозреваемых в нарушении потолка цен, в т.ч. против Совкомфлота и его танкеров.
При этом информация об объемах, направлениях, конкретных судах, в т.ч. подсанкционных, свободно публикуется в западных СМИ.
Так, Bloomberg еженедельно публикует статистику морского экспорта российской нефти, ссылаясь на собственные данные по отслеживанию танкеров (но в реальности, вероятно, собираемые от инсайдеров в российских портах или получаемые из баз данных госструктур).
По данным издания за неделю, завершившуюся 17 ноября 2024 г.:
- морской экспорт сократился на 740 тыс. барр./сутки к предыдущей неделе, до 2,83 млн барр./сутки, средний за 4 недели показатель составил 3,28 млн барр./сутки,
- 26 танкеров погрузили 19,8 млн барр. российской нефти,
- объемы поставок из западных портов сократились почти на 30%, в то время как количество танкеров, покидающих порты Тихоокеанского региона, осталось на прежнем уровне,
- в Китай экспортировалось морем 1,30 млн барр./сутки, в Индию - 1,15 млн барр./сутки, в Турцию - 340 тыс. барр./сутки.
Эта информация в т.ч. служит основой для расширения санкций США против России, а также регулярно используется для спекуляций на тему сотрудничества и исполнения обязательств Россией в рамках ОПЕК+.
Также это прямо и косвенно (за счет манипуляций нефтяными ценами) оказывает давление на доходы России от нефтяного экспорта.
Другой вопрос в том, насколько может быть эффективен запрет на раскрытие информации об экспорте, поскольку публикующие подобные данные западные СМИ его проигнорируют и их информация и интерпретация данных по-прежнему останется доступна.
Максимум это ограничит слив информации инсайдерами и заставит госорганы внимательнее следить за утечками данных из их информационных систем.
Примечательно, что Роснефть предлагает ограничить распространение информации об объемах производства нефтепродуктов российскими НПЗ, хотя сейчас эта информация и так закрыта решением правительства.
Еще более любопытно предложение о закрытии сведений по биржевым продажам обязательных объемов бензина и дизтоплива, поскольку к экспорту они прямого отношения не имеют.
Также нет прямой заинтересованности Роснефти в такой таинственности, поскольку компания установленный государством норматив биржевых продаж стабильно перевыполняет.
Так, в 1м полугодии 2024 г. Роснефть реализовала на бирже 5,0 млн т бензина и дизельного топлива, что в 2 раза выше норматива.
А есть еще открытая статистика?
Большая часть официальной российской статистики в нефтегазовом секторе уже давно закрыта.Так, еще в середине апреля 2022 г. ЦДУ ТЭК (филиал РЭА Минэнерго РФ) перестало предоставлять статистику по добыче, поставкам на внутренний рынок и экспорту нефти, а также по отгрузке автомобильного бензина с НПЗ и ГПЗ России на внутренний рынок и экспорт.
В качестве причины решения приводился разумный довод о том, что этой статистикой могут воспользоваться для оказания давления на компании и рынок в целом.
Чуть позже, 26 апреля 2022 г. правительство РФ ввело запрет на публикацию статистики по добыче углеводородов (действует до 1 апреля 2025 г.).
В т.ч. закрыта статистика по добыче нефти, нефтяного (попутного) газа (ПНГ), природного газа и газового конденсата (при этом Росстат данные по природному и попутному газу публикует).
В 2024 г. в связи с напряженностью на российском топливном рынке с 29 мая правительство РФ закрыло статистику по производству бензинов, а с 28 августа - Росстат по решению правительства прекратил публикацию данных о месячных объемах выпуска дизельного топлива, топочного мазута, сжиженных пропана и бутана, кокса и полукокса из каменного угля.
Приостановка публикации данных по бензину позиционировалась правительством как мера против манипулирования рынком и одна из мер по обеспечению внутренних потребителей и повышению энергетической безопасности страны в целом.
Никакие манипуляции этот запрет не сдержал, что подтвердил недавний пример, когда информация Reuters об остановке комплекса каткрекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа спровоцировала резкий рост биржевых цен на бензин, который был сдержан лишь опровержением ЛУКОЙЛа.
В отсутствии официальной статистики (в регуляторно установленных пределах) повышает нервозность на рынке и его чувствительность к инфоповодам, а также плодит все новые вбросы, которые экспертному сообществу нечем парировать.