Об этом 18 ноября 2024 г. сообщают Интерфакс, ТАСС и РБК со ссылкой на источники, знакомые с предложениями ведомства.
Что предлагает Минфин?
Среди предложений, которые правительство РФ в ближайшее время направят в Госдуму:- увеличение ставки налога на прибыль для Транснефти до 40%,
- обновленный расчет налоговой котировки нефти Urals путем включения котировок ESPO,
- обнуление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче трудноизвлекаемого газа на Ямале,
- меры поддержки нефтепереработки.
Особенный налог на прибыль
В настоящее время налог на прибыль Транснефти рассчитывается на общих основаниях, по ставке 20%.Согласно поправкам в НК РФ по налогу на прибыль, принятым в законе от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ, с 1 января 2025 г. ставка вырастет на 5% и достигнет 25%.
Минфин РФ предлагает увеличить ставку налога на прибыль для субъектов естественной монополии, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов (т.е. Транснефти) до 40%.
Такую же ставку по налогу на прибыль (40%) на 5-летний срок с 2025 г. предлагается установить для тех, кто применяет режим нового морского месторождения на Каспии.
Данная поправка сейчас распространяется только на месторождение им. В. Филановского ЛУКОЙЛа.
Одновременно для месторождения на 5 лет будет продлен льготный режим по НДПИ, который на данный момент для месторождения составляет 15% от мировой цены нефти сорта Urals.
Минфин отмечает, что месторождение является высокомаржинальным и обеспечивает хороший финансовый результат компании.
В октябре Госдума одобрила повышение налога на прибыль для месторождения им. В. Филановского до 34%, президент подписал этот закон в конце октября.
Urals для налогов
Предлагаемая Минфином новая методика расчета котировки нефти сорта Urals для целей налогообложения предполагает включение в нее нефти сорта ESPO (ВСТО), транспортируемой по магистральному нефтепроводу (МНП) Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и экспортируемой из порта Козьмино на Дальнем Востоке.Текущие нормы налогового законодательства предусматривают единственный метод исчисления котировки Urals для расчета нефтегазовых налогов с 1 января 2025 г. (от введенной в 2022 г. в условиях высоких дисконтов на российскую нефть формулы «North Sea Dated минус дисконт» удалось отказаться, а национальную котировку биржи СПбМТСБ Минфин посчитал неготовой и отложил до 2025 г.).
В итоге с 1 января 2025 г. для расчета котировки Urals в налогообложении должна использоваться формула «Urals FOB + 2 долл. США/барр.»:
- котировка Urals по базису поставки FOB в российских портах на северо-западе и юге страны,
- 2 долл. США/барр. - условная стоимость транспортировки нефти из российских портов до европейских портов в отсутствии методики расчета стоимости морской транспортировки (методику должна была разработать ФАС, но по поручению правительства приостановила работу).
Минфин предлагает включить в расчет котировки Urals нефть ESPO (премиальная по отношению не только к Urals, но и к эталонному для азиатского рынка сорту Dubai).
Расчет котировки по предлагаемой схеме должен определяться как среднее 3 котировок за истекший налоговый период с разным весом:
- сумма средневзвешенной цен нефти котировок Urals FOB Primorsk и Urals Med Aframax FOB Novorossiysk, умноженной на коэффициент 0,78,
- цена ESPO blend FOB Kozmino, умноженной на коэффициент 0,22.
Льготы для газа и газового конденсата
Минфин РФ также предлагает с 2025 г. приостановить на 5 лет налоговый вычет по НДПИ при добыче газового конденсата, направленного на переработку с выделением широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).Одновременно с этим министерство предлагает обнулить ставку НДПИ на добычу природного газа и газового конденсата из ачимовских и юрских продуктивных отложений на Ямале с 1 января 2028 г. сроком до 10 лет:
- нулевая ставка НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) газа на Ямале предлагается до достижения накопленного объема добычи в 130 млрд м3, но не позднее конца 2037 г.,
- по газовому конденсату обнуление допускается до достижения накопленного объема добычи в 15 млн т, но также не позднее конца 2037 г.
Предложение о господдержке разработки газовых ТрИЗ в течение нескольких лет продвигает НОВАТЭК, указывая на важность поддержания добычи газа на истощенных месторождениях Надым-Пур-Тазовского района с точки зрения существующей инфраструктуры и социальной значимости.
Запасы ТрИЗ газа НОВАТЭК оценивает в 5 трлн м3, а потенциал добычи - в 70 млрд м3/год.
Глава Госкомиссии по запасам (ГКЗ) И. Шпуров приводил данные, согласно которым традиционные запасы газа в России выработаны примерно на 70%.
При этом доля ТрИЗ газа газа в общих запасах увеличивается и достигла 54%.
Поддержка нефтепереработки и нефтехимии
В пакете поправок по мерам поддержки нефтепереработки Минфин РФ учел обращения Роснефти в правительство, в т.ч. касающихся возможности продления срока действия соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), если отсрочка необходима из-за действия антироссийских санкций.Так, Минфин предлагает продлить на 2 года, т.е. до 1 января 2033 г. срок завершения планов по модернизации НПЗ для получения инвестиционного вычета (применения инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть) для компаний, инвестировавших более 100 млрд руб. во введенные до конца 2028 г. промышленные объекты.
При этом если получение Кинв (инвестнадбавки) приостанавливалось в период 2025-2028 гг., то после 1 января 2033 г. также продлевается получение Кинв на период такой приостановки.
Кроме того, с компаний может быть снято требование проинвестировать не менее 30 млрд руб. к 1 января 2025 г.
Также предлагается продлить срок начала исполнения обязательств по выпуску бензина в объеме не менее 10% на 3 года: с 2026 по 2029 гг., аналогичное продление касается требования по началу реализации бензина на внутреннем рынке.
Также продлеваются на 1 год сроки исполнения (внесения изменений) соглашений по развитию производственных мощностей нефтехимических предприятий.
В пакете материалов по поддержке нефтепереработки предлагается донастроить демпфирующий механизм, который обеспечивает поставки бензина и дизельного топливо на внутренний рынок при высоких экспортных нетбэках.
По демпфирующему механизму, нефтяные компании получают налоговый вычет за поставленное на внутренний рынок топливо, но только если биржевые цены на бензин и дизельное топливо в среднем за месяц не отклоняются от установленных в НК индикативных уровней уровней более чем на 10% и 20% соответственно.
В настоящее время демпфер обнуляется по обоим видам топлива даже если индикативная цена была превышена по какому-то одному из них.
Минфин услышал нефтяников и предлагает разделить демпфер по видам топлива и обнулять его отдельно по бензину и дизельному топливу.