Об этом 29 июля 2024 г. пишет Ъ со ссылкой на источники, знакомые с позицией Минфина.
Поддержки не нужно?
Меры господдержки для новых установок глубокой переработки нефти предложил рассмотреть ЛУКОЙЛ, который планирует построить установки депарафинизации дизельного топлива и гидроизомеризации масляных фракций на Волгоградском НПЗ стоимостью 94 млрд руб.Реализация проекта должна увеличить производство дизельного топлива на 1,2 млн т/год, в т.ч. 500 тыс. т/год зимних сортов, а также выпускать 200 тыс т/год масел для производства для производства высокотехнологических моторных, гидравлических и индустриальных масел.
Ъ ранее сообщал о письме главы ЛУКОЙЛа В. Воробьева в правительство, согласно которому, новый проект без применения мер господдержки экономически не эффективен.
Компания попросила рассмотреть возможность применения инвестнадбавки (Кинв) к обратному акцизу на нефть, которая сейчас для новых проектов углубления переработки мера не предусмотрена.
ЛУКОЙЛ предложил:
- продлить срок заключения соглашений с Минэнерго РФ до января 2026 г.,
- продлить срок получения Кинв для новых проектов на 2 года, до начала 2033 г.,
- закрепить условие для новых проектов, по которому новые установки с инвестициями более 50 млрд руб. должны быть введены в эксплуатацию не позже 2031 г., а освоить 30 млрд руб. необходимо до 2028 г.
Минфин РФ с предложением ЛУКОЙЛа не согласился.
По данным Ъ, позиция министерства следующая:
- предоставление инвестнадбавки новым проектам приведет к дополнительным расходам бюджета,
- источники компенсации этих расходов которых не определены.
Согласно данным Минфина РФ, в 2023 г. из бюджета по инвестнадбавке к обратному акцизу выплачено 150,2 млрд руб., что на 41,3% больше, чем в 2022 г.
За 1е полугодие 2024 г. выплаты достигли 105,8 млрд руб., увеличившись в 2,2 раза к аналогичному периоду 2023 г.
Кинв и зачем он нужен?
Инвестнадбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье была введена в 2021 г. сроком на 10 лет как стимулирующая мера для НПЗ, заключивших инвестсоглашения с Минэнерго РФ о модернизации.Надбавка реализована в виде дополнительного инвестиционного коэффициента в размере 1,3 к ставке обратного акциза для компаний, которые до октября 2021 г. заключили соглашения с Минэнерго об инвестициях в объеме минимум 50 млрд руб. в новые установки углубления нефтепереработки.
Всего Минэнерго РФ подписало инвестсоглашения с 21 НПЗ для модернизации и вводе в работу 50 установок вторичной переработки нефти на сумму порядка 1 трлн руб.
Изначально инвестсоглашения предполагали инвестирование в НПЗ не менее 30 млрд руб. к 2024 г. и завершение модернизации производств к 2027 г.
Однако весной 2022 г. США и ЕС ввели санкции, которые ограничили российским компаниям доступ к западным технологиям нефтепереработки.
В связи с этим в 2022 г. предельные сроки по инвестициям и вводу основных средств были сдвинуты - с 2024 г. на 2025 г. и с 2027 г. на 2029 г. соответственно.
В апреле 2024 г. Роснефть попросила правительство РФ о ряде льгот для нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч. о продлении до 1 января 2033 г. срока действия инвестнадбавки к обратному акцизу, отмене приостановки получения инвестнадбавки с 2027 г., если компания не успела ввести установки в эксплуатацию, а также ряде других.
На совещании 8 июня 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак поручил Минфину и Минэнерго РФ подготовить изменения в Налоговый кодекс о продлении срока получения инвестнадбавки до 2033 г. и ее применении после начала 2027 г. при отсутствии введенных в эксплуатацию объектов основных средств, являющихся предметом инвестсоглашения.
Минфин против НПЗ
Позиция Минфина РФ была ожидаемой.Министерство последовательно проводит политику на минимизацию льгот для нефтяных компаний во избежание выпадающих доходов бюджета.
В частности, позиция Минфина не позволила реализовать проект Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в г. Находка, который Роснефть обдумывала с 2010 г.
В партнерстве с ChemChina Роснефть планировала построить нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс в Приморском крае с мощностью нефтепереработки 12 млн т/год и нефтехимии 3,4 млн т/год.
Не найдя поддержки у Минфина в части предоставления льгот проекту, в мае 2019 г. Роснефть заявила о нерентабельности ВНХК в существующих налоговых условиях и исключила его из своего инвестиционного плана.
Минфин, в свою очередь, пояснял, что запрошенные Роснефтью для ВНХК меры поддержки превышают возможный дополнительный эффект для бюджета, поэтому они не могут быть предоставлены, по крайней мере, в озвученном объеме.
В августе 2020 г. глава Роснефти И. Сечин сообщил президенту РФ В. Путину, что Роснефть готова вернуться к проекту ВНХК, а в декабре 2020 г. В. Путин дал правительству поручения касающиеся ВНХК.
Однако подвижек в проекте не последовало, несмотря на то, что на Дальнем Востоке действуют всего 2 НПЗ, а вопрос поставок топлива в регион в текущих условиях стоит очень остро.
Отметим, что правительство и Минэнерго РФ также не считают строительство новых НПЗ в России оправданным, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
В декабре 2023 г. Н. Шульгинов, на тот момент возглавлявший Минэнерго РФ, в интервью НТВ говорил, что перед Россией сейчас стоит задача по модернизации НПЗ для увеличения глубины переработки, тогда как строительство НПЗ с 0 - слишком дорогое удовольствие.
При этом необходимость для страны новых НПЗ Н. Шульгинов признал, но отметил, что сейчас важнее добиться максимума от существующих предприятий, для чего и нужно устанавливать новое оборудование.
В апреле 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак заявил, что строительство новых НПЗ, в т.ч. на Дальнем Востоке, не предусмотрено в связи с тем, что в России и так имеются избыточные мощности и действует масштабная программа по модернизации.
В отношении запрошенных ЛУКОЙЛом льгот отрицательное заключение Минфина РФ окончательную точку в вопросе не ставит.
Ряд инициатив могут получить поддержку на более высоком уровне с учетом всех возможных обоснований, в т.ч. текущей ситуации на топливном рынке.
Так, Минфин РФ выступал и против предложений Роснефти по инвестнадбавке, но А. Новак поручил Минэнерго и Минфину эти поправки подготовить.