USD 87.9595

+2.54

EUR 94.2606

+2.81

Brent 85.02

-0.07

Природный газ 2.719

-0.01

3 мин
...

Минэнерго РФ и ФАС подготовили план развития срочного рынка топлива на 2024-2025 гг. С обязательным нормативом

В настоящее время норматив продаж на срочном рынке является добровольным и составляет 1% от нормативов в основной секции.

Минэнерго РФ и ФАС подготовили план развития срочного рынка топлива на 2024-2025 гг. С обязательным нормативом

Москва, 17 мая - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ) разработали проект дорожной карты по развитию срочного рынка топлива.
Об этом 16 мая 2024 г. сообщил РБК со ссылкой на проект документа.

Дорожная карта для срочного рынка

Согласно проекту:
  • дорожная карта развития срочного рынка реализации нефтепродуктов на биржевых торгах рассчитана на 2024-2025 гг.:
  • 2024 г. отводится на подготовку - ежемесячный мониторинг срочного рынка, работа над созданием и модификацией инструментов и технологий срочной торговли, обучающие мероприятия для заинтересованных сторон,
  • 2025 г. - принятие основных решений:
    • в 1м полугодии 2025 г. ответственные ведомства (Минэнерго и ФАС) должны определить обязательный норматив продаж топлива на срочном рынке (сейчас он добровольный),
    • также в 1м полугодии 2025 г. планируется внести изменения в регулирование, после которых компании смогут досрочно обменивать фьючерсную позицию на поставочную и зачитывать эти объемы в счет нормативных продаж.

Помимо совершенствования нормативной правовой базы, отдельный блок мероприятий «дорожной карты» отведен под распространение практик использования биржевых производных инструментов на рынке топлива.
Предполагается, что:
  • ФАС в 1м полугодии 2025 г. займется внедрением в учетные политики компаний-производителей практик использования производных инструментов для продажи продукции,
  • вместе с Минэнерго ФАС подготовит рекомендации для производителей и потребителей по применению производных биржевых инструментов для хеджирования, реализации и приобретения нефтепродуктов, а также по раскрытию производителями топлива соответствующей информации в ежегодной отчетности.
По истечении срока дорожной карты развитие срочного рынка планируется продолжить.
Для этого в 4м квартале 2025 г. ведомства и биржа разработают новый план действий на 2026-2028 гг.

Напомним, что представить согласованный проект дорожной карты развития срочного рынка топлива вице-премьер РФ А. Новак поручил Минэнерго, ФАС и СПбМТСБ по итогам совещания о ситуации на топливном рынке 10 апреля 2024 г.
Ведомства должны были доложить о результатах в правительство в срок до 15 мая 2024 г.

Позиции ведомств:
  • Минэнерго РФ поддерживает развитие срочного рынка нефтепродуктов, но считает, что для принятия решений по совершенствованию нормативно-правовой базы необходимо проанализировать итоги применения крупными участниками рынка уже действующих инструментов.
  • ФАС отмечает, что срочный рынок нефтепродуктов является инструментом страхования ценовых рисков и планирования производственной деятельности, предложения по совершенствованию механизма будет выработаны по результатам реализуемого в настоящее время пилотного проекта,
  • СПбМТСБ называет срочный рынок одним из действенных способов стабилизации рынка топлива.
Заместитель управляющего директора СПбМТСБ А. Чечурин добавил, что установленная ФАС и Минэнерго добровольная возможность для доминантов продавать 1% реализуемых на бирже нефтепродуктов в виде поставочных фьючерсов позитивно отражается на показателях биржи.
Нефтяные компании и другие участники начали готовиться к выходу на срочный рынок более активно, но компаниям нужно время для адаптации своих корпоративных политик к практике хеджирования рисков на товарном рынке.

Норматив, но добровольный

Сейчас норматив на срочном рынке носит рекомендательный характер.
С 1 марта 2024 г. компании получили возможность реализовывать на срочном рынке 1% от обязательных нормативов продаж в основной секции биржи (в секции «Нефтепродукты»).
Это условие действует для бензина, дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов (СУГ), по которым биржевой норматив сейчас составляет 15%, 16% и 7,5% от объема производства соответственно.

В рамках подготовки проекта дорожной карты Минэнерго и ФАС рассматривали предложение о том, чтобы сделать обязательным действующий норматив продаж срочного рынка топлива.
По мнению ведомств, это будет способствовать увеличению предложения топлива на внутреннем рынке и позволит хеджировать скачки цен.

В целом формирование срочного рынка нефтепродуктов позволит отказаться от ручного регулирования вопросов топливообеспечения для отдельных групп потребителей - обеспечение поставок дизельного топлива для аграриев по комфортным ценам, северного завоза, ЖКХ.
Развитие срочного рынка решит эту проблему, позволив хеджировать риски, что в итоге общую устойчивость и гибкость внутреннего рынка нефтепродуктов.
Наиболее значимого эффекта эксперты ожидают для независимых АЗС, средних и крупных потребителей в АПК и грузовом транспорте, в среднесрочной перспективе - МУПы в ЖКХ.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram