USD 97.4402

+0.42

EUR 105.8415

+0.32

Brent 73.1

+0.07

Природный газ 2.663

+0.01

4 мин
...

ФАС проверит динамику цен на бензин и дизельное топливо в оптовом и мелкооптовом сегменте

ФАС готовит запрос к ВИНКам о необходимости представить динамику изменения цен с сентября 2023 г. по настоящее время.

ФАС проверит динамику цен на бензин и дизельное топливо в оптовом и мелкооптовом сегменте

Источник: ФАС РФ

Москва, 25 янв - ИА Neftegaz.RU. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запросит у вертикальных интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) данные о разнице в динамике цен на бензин и дизельное топливо в оптовом и мелкооптовом сегменте.
Об этом 24 января 2024 г. сообщила пресс-служба ФАС.

ФАС интересуется мелким оптом

Тезисы от ФАС:
  • на Биржевом комитете ФАС России приняла решение запросить данные у ВИНК о разнице динамики цен бензина и дизеля в оптовом и мелкооптовом сегменте,
  • в декабре 2023 г. оптовая стоимость нефтепродуктов значительно снизилась,
  • однако, как показывает мониторинг, это не в полной мере нашло отражение в мелкооптовом сегменте,
  • служба в ближайшее время направит запросы информации в компании о необходимости представить динамику изменения цен с сентября 2023 г. по настоящее время.

ФАС отмечает, что к потребителям мелкооптового сегмента относятся независимые АЗС, промышленные предприятия, аграрии, транспортные предприятия-перевозчики, строительные компании и др.
Ситуация с ценами на топливо в мелкооптовом сегменте контролируется властями с конца лета 2023 г., еще до введения запрета на экспорт бензина и дизельного топлива из России.
В конце августа 2023 г. в Минсельхоз РФ поступили жалобы о дефиците топлива в ряде сельскохозяйственных регионов страны - Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях, республиках Калмыкия и Крым, Краснодарском крае.
Минэнерго РФ связало это с сезонной загруженностью железных дорог и сообщило о заключении соглашения с РЖД и нефтяными компаниями для точечного решения возникших проблем.
Нефтяным компаниям министерство рекомендовало изыскать возможности по сдерживанию мелкооптовых цен на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах страны.

В январе 2024 г. беспокойство начали проявлять российские грузоперевозчики, жалующиеся на возобновившийся рост цен на топливо в опте и рознице.
Поводом для беспокойства стала аварийная остановка установки каталитического крекинга на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) ЛУКОЙЛа (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, НОРСИ).
18 января 2024 г. Известия писали о письме ассоциации Грузавтотранс к президенту РФ В. Путину, в котором перевозчики просят восстановить запрет на вывоз топлива за рубеж.
В письме отмечается, что сравнительно низкие оптовые цены на бирже, должны были привести к тому, что розничная цена должна также быть ниже, но наблюдается другая тенденция.
Грузоперевозчики считают, что российским нефтяным компаниям выгоднее продавать топливо за рубеж в ущерб внутреннему рынку.
По их мнению, осенние меры правительства по стабилизации ситуации, включая запрет на экспорт, носили временный характер и не дали стабильного результата.

19 января 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак провел совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, в ходе которого была отмечена стабилизация цен на топливо и отсутствие его дефицита.
Запасы автобензина на НПЗ и нефтебазах выросли, также рынок насыщен зимним дизельным топливом в условиях пикового спроса.
Нефтяные компании сообщили о планах наращивания производства бензина и дизельного топлива в 2024 г., сроки и график ремонтов НПЗ будут оптимизированы.
По итогам совещания А. Новак поручил нефтяным компаниям продолжать контролировать уровень цен на АЗС.
В отношении восстановления запрета на экспорт бензина Минэнерго РФ высказалось резко против.

Топливный кризис кончился?

Напряженность на российском топливном рынке начала расти с середины весны 2023 г.
Биржевые цены начали резко расти на фоне растущего спроса в преддверии летнего сезона, ожиданий по поводу сокращения демпфера, ремонтных работ на НПЗ, роста серого экспорта и перегруженности РЖД.
В начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта, ускорился рост цен в розничном сегменте, а в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.

Действия, предпринимаемые правительством для смягчения кризиса, должного эффекта не давали и с 21 сентября 2023 г. был введен полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
По мере стабилизации ситуации ограничения начали ослабляться:
  • 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля,
  • 17 ноября - снят временного запрета на экспорт автомобильного бензина,
  • 22 ноября - летнего дизельного топлива.
Зимнее дизельное топливо, с которым традиционно складываются проблемы в период спроса, остается под запретом на вывоз.

Цены на топливо на СПбМТСБ значительно снизились по сравнению с пиковыми значениями осени 2023 г., но из-за ситуации на Нижегородском НПЗ с 10х чисел января 2024 г. наблюдается рост цен на бензин.
По результатам торгов 24 января 2024 г. на СПбМТСБ по национальному индексу:
  • бензин АИ-92 подорожал на 2,0%, до 47532 руб./т,
  • бензин АИ-95 вырос на 1,4%, до 50292 руб./т,
  • зимнее дизельное топливо подешевело на 2,5%, до 63233 руб./т.

Несмотря на то, что действия правительства РФ позволили привести российский топливный рынок в более-менее стабильное состояние, гарантий отсутствия повторения ситуации 2023 г. нет.
В 2024 г. завершен финальный виток большого налогового маневра в нефтегазовой отрасли, который заключается в переносе налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок.
Экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам с января 2024 г. обнулена (заградительная пошлина для экспортеров-непроизводителей сохраняется), что компенсировано ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В результате, российские НПЗ по факту поставлены в те же условия, что и покупатели российской нефти за рубежом.
Чтобы компенсировать эту ситуацию был введен демпфирующий механизм, представляющий собой налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние (в противном случае нефтяники компенсируют разницу бюджету, но такая ситуация складывается редко).
Способна ли такая система регулирования обеспечить стабильность внутреннего рынка в период высокого спроса - будем наблюдать уже в ближайшие месяцы.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram