USD 88.208

-0.81

EUR 94.8324

-0.91

Brent 82.75

+0.63

Природный газ 2.889

-0.03

4 мин
...

Минфин РФ не поддержал распространение налога на сверхприбыль на нефтегазовые компании

По мнению министерства, нефтегазовые компании и так отдают и будут отдавать свои сверхдоходы, просто в рамках других механизмов.

Минфин РФ не поддержал распространение налога на сверхприбыль на нефтегазовые компании

Москва, 3 ноя - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ направил отрицательный отзыв на внесенный в Госдуму законопроект о введении налога на сверхприбыль (windfall tax)для нефтегазовых и угольных компаний.
Об этом 3 ноября 2023 г. пишут Известия со ссылкой на проект заключения правительства РФ.

Позиция Минфина

Законопроект о распространении налога на сверхприбыль на нефтегазовые компании (№ 446683-8) подготовили первый зампред Комитета Госдумы по энергетике И. Ананских (Справедливая Россия - за правду, СРЗП) и лидер фракции СРЗП С. Миронов.
В Госдуму он был внесен 26 сентября 2023 г., но 9 октября Комитет Госдумы по бюджету и налогам вернул его инициаторам для доработки.
Правовое управление Госдумы дало на законопроект отрицательное заключение, указав на то, что в соответствии с Конституцией РФ законопроекты о введении или отмене налогов могут быть внесены только при наличии заключения правительства РФ.

Проект заключения правительства по данному законопроекту подготовил Минфин РФ.
Тезисы от Минфина РФ:
  • освобождение нефтегазового бизнеса от уплаты налога на сверхприбыль обосновано тем, что в период 2021-2023 гг. уже были введены меры по увеличению налоговой нагрузки,
  • в частности, были изъяты сверхдоходы через корректировку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), также работал механизм демпфера,
  • кроме того, уже наступил период (1 октября - 30 ноября), в течение которого у компаний есть возможность сделать обеспечительный платеж по налогу на сверхприбыль для уменьшения своих обязательств перед бюджетом по уплате этого сбора практически в 2 раза,
  • соответственно, реализация инициативы после указанного периода, по сути, поставит организации в неравные условия по сравнению с другими налогоплательщиками,
  • на основании вышеизложенного законопроект правительством РФ не поддерживается.
Источник в правительстве сообщил, что документ с проектом отзыва поступил в правительство, но над ним еще идет работа.

Позиция инициаторов

С. Миронов заявил Известиям, что во фракции Справедливая Россия - за правду не разделяют точку зрения об отклонении документа и продолжит добиваться его принятия Госдумой.
Тезисы от С. Миронова:
  • мы считаем, что такой налог должен быть заплачен нефтегазовыми компаниями,
  • нефтегазовый сектор, несмотря на санкции, остается одним из самых рентабельных в стране,
  • в условиях санкций федеральному бюджету требуются дополнительные доходы, которые могли бы дать представители этого бизнеса,
  • эти деньги могли бы пойти на выполнения социальных обязательств государства, а также на дополнительные нужды СВО,
  • поэтому во фракции будут добиваться принятия этого законопроекта Госдумой.
По оценкам авторов инициативы, объем дополнительных доходов бюджета может составить более 200 млрд руб.

Закон о windfall tax

Президент РФ В. Путин 4 августа 2023 г. подписал федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» (№414-ФЗ), в силу он вступает с 1 января 2024 г.
Закон устанавливает налог на сверхприбыль для организаций, у которых средняя доналоговая величина прибыли за 2021 и 2022 гг. превысила 1 млрд руб.
Ставка налога составит 10%, а базой для исчисления налога является сумма превышения прибыли за 2021-2022 гг. над показателем за 2018-2019 гг.
Сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно.
Налог необходимо заплатить не позднее 28 января 2024 г., причем сумму налога можно снизить в 2 раза, до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 г.
Из-под действия налога выводятся субъекты малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводители, а также организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу нефти, газа и угля, углеводородного сырья.

Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор

Российский нефтегазовый сектор сейчас и так несет повышенную налоговую нагрузку, которая реализована в рамках механизмов, отличных от налога на сверхприбыль.
Также ограничены меры поддержки и в целом происходящие регуляторные изменения осложняют работу компаний нефтегазовой отрасли.
  • Газпром, у которого в 2021 г. случилась сверхприбыль от высоких цен на экспортируемый газ, выплатил в бюджет повышенный налог на НДПИ в объеме 1,248 трлн руб. Причем, несмотря на упавшие доходы, повышенный НДПИ Газпром продолжает платить - в 2023-2025 гг. размер допвыплат компании составит 1,8 трлн руб.
  • Налог на прибыль для экспортеров СПГ в 2023-2025 гг. повышен с 20% до 34% (Газпром и его дочки от этой выплаты освобождены, все нагрузка легла на НОВАТЭК).
  • Увеличена налоговая нагрузка в отношении организаций, осуществляющих добычу нефти в 1 января 2023 г. по 31 декабря 2025 г. в виде повышения НДПИ.
  • Ограничены стимулирующие меры - начало применения налогового вычета по НДПИ в 20% для выработанных месторождений, которые входят в 3ю группу (НДД), перенесено с 1 января 2024 г. на 1 января 2027 г. Помимо этого, исключается применение 0вого НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых.
  • Механизм топливного демпфера за последние 2 года пересматривался несколько раз. С 1 сентября 2023 г. вступила в силу корректировка демпфера, по которой до конца 2026 г. выплаты нефтяным компаниям должны были быть сокращены на 50% по бензину и дизельному топливу, но 6 октября демпфер был восстановлен для стабилизации топливного рынка.
  • После введения запрета на вывоз бензина и дизельного топлива их производители лишились экспортной альтернативы, что также увеличивает давление на нефтепереработку в России.

Замглавы Минфина РФ А. Сазанов ранее признавал, что в нефтегазовом секторе, с учетом последних инициатив его ведомства, уже практически достигнут потолок потенциала роста налоговой нагрузки.
При этом неиспользованный потенциал в целом в отрасли еще остался, но действовать в этом направлении нужно осторожно, чтобы избежать падения инвестиций.

В случае, если действия регулятора будут неосторожными, то Россия может столкнуться с ситуацией позднего СССР.
В 1970-1980 гг. Советский Союз получал значительные доходы от экспорта нефти, но направлял их на импорт продукции массового потребления.
Сама нефтегазовая отрасль при этом постепенно входила в состояние кризиса из-за постоянной нехватки ресурсов и зависимости от импорта многих видов инвестиционной продукции.
Дело дошло до того, что с 1986 г. даже в условиях падающих цен СССР вынужден был тратить огромные ресурсы, чтобы нарастить добычу нефти и поддерживать объемы экспорта, а затраты на добычу дополнительной тонны нефти иногда превышали ее цену.
Излишнее изъятие доходов из нефтегазового сектора может привести к падению инвестиций в добычу и переработку, негативным последствиям для смежных, в т.ч. наукоемких отраслей, а также к общеэкономическим последствиям, если возникнут проблемы с топливообеспечением.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram