Документ является бюджетообразующим и был внесен в Госдуму правительством России одновременно с проектом федерального бюджета на 2024-2026 гг.
Согласно тексту документа:
- базовая цена на нефть подлежит ежегодной индексации на 2%, начиная с 2027 г. (на уровне валютной инфляции).
Определение базовых нефтегазовых доходов также предполагается из базовой цены на газ, базовых цен экспортной альтернативы для бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5.
Базовая экспортная цена на природный газ принимается на уровне среднегодовой – 250 долл. США/1000 м3, которая с 2027 г. ежегодно индексируется на 2%.
Базовые цены экспортной альтернативы для бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 устанавливаются как значения среднегодовых цен экспортной альтернативы для бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, рассчитанные исходя из фактических (прогнозных) цен на бензин Аи-92 класса 5 и дизельное топливо класса 5, умноженных на соотношение базовой и фактической (прогнозной) цен на нефть.
Согласно действующему бюджетному правилу:
- дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх базовой цены (в 2019 г. – приблизительно 41,6 долл. США/барр.) направляются в Фонд национального благосостояния.
Как он отмечал, планка составляет 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов, при этом из них 900 млрд руб. направляется в ФНБ.
Напомним, федеральный бюджет РФ за 9 месяцев 2023 г. получил 5,575 трлн руб. нефтегазовых доходов, что на 34,5% ниже, чем за аналогичный период 2022 г.
В Минфине РФ отметили, что месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн руб. по году в целом).
Замечания комитета по бюджету учтены
Как пояснил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам А. Макаров, во 2м чтении в документ были внесены поправки, сформулированные на основании критических замечаний комитета по бюджету.Авторами поправок стали сам А. Макаров и сенаторы Н. Журавлев и А. Артамонов.
Поправки:
- исключают право правительства без внесения изменений в закон о бюджете сокращать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности,
- исключают нормы о возможности уменьшения в федеральном бюджете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с утвержденными в бюджете на 2023-2025 гг.,
- исключают нормы о предоставлении бюджетного кредита государственному внебюджетному фонду на срок до 2х лет,
- продлевают на 2024 г. действие нормы, разрешающей получение казначейских кредитов на покрытие кассовых разрывов всеми регионами, в т.ч. донорами.
Исключения составят:
- бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов,
- бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете
- бюджетные кредиты по ставке 3% на срок до 15 лет, предоставляемые в 2023 г. (с лимитом до 315 млрд руб.) и некоторые другие виды бюджетных кредитов.
Закон о разрешение экспорта СПГ без привязки к месторождениям
Комитет Госдумы по энергетике подготовил ко 2му чтению законопроект, разрешающий зарубежные поставки сжиженного природного газа (СПГ) без привязки к конкретным месторождениям.Ко 2му чтению в документ будут внесены 2 поправки, законопроект будет рассмотрен на пленарном заседании 24 октября 2023 г.
Тезисы из сообщения комитета:
- предлагается конкретизировать определение юридических лиц, которые обладают исключительным правом на экспорт природного газа в сжиженном состоянии;
- они должны реализовывать инвестиционные проекты, предусматривающие именно создание (строительство) и эксплуатацию объектов по производству природного газа в сжиженном состоянии, производительность каждого из которых составляет более 20 т/час, включенные в отраслевые документы стратегического планирования РФ в сфере энергетики.
- эти изменения позволят более четко ограничить список потенциальных экспортеров СПГ;
- так, данная норма не просто распространится только на дочерние и зависимые юридических лица тех компаний, которым уже предоставлено право на экспорт СПГ, но именно на те, чьи проекты уже учтены в документах стратегического планирования в энергетике и относятся к крупнотоннажным;
- это важно для сохранения приоритетного газоснабжения потребителей страны, максимальной монетизации российского газа и недопущения конкуренции одного российского газа с другим на внешних рынках.
Комитет одобрил законопроект о либерализации экспорта СПГ ко 2му чтению и предложил вынести его на пленарное заседание 24 октября 2023 г.
О законопроекте
Законопроектом предлагается дополнить перечень юрлиц, обладающих исключительным правом на экспорт СПГ, юрлицами, реализующими предусмотренные документами стратегического планирования инвестпроекты по производству природного газа в сжиженном состоянии мощностью более 20 т/час при соблюдении ряда условий.Глава комитета Госдумы по энергетике П. Завальный отмечал, что этот законопроект необходимо рассмотреть до конца октября 2023 г., потому что есть поручение президента, и срок стоит конкретно до 1 ноября 2023 г.
13 июля 2023 г. группа депутатов внесла в Госдуму проект поправок к закону об экспорте газа, разрешающий зарубежные поставки СПГ без привязки к конкретным месторождениям.
Ранее с предложением о таких изменениях, необходимых, в частности, проекту Мурманский СПГ, выступал глава НОВАТЭКа Л. Михельсон.
Минэнерго РФ и правительство поддержали законопроект.
Министр энергетики Н. Шульгинов отмечал, что министерство не видит угроз конкуренции СПГ и трубопроводного газа после принятия данного законопроекта.