Федеральный закон от 27 апреля 2023 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3426 и 3432 ч. 2 Налогового кодекса РФ и ст. 31 закона РФ «О таможенном тарифе» опубликован на официальном портале правовой информации.
Донастройка налогообложения в нефтегазовой отрасли промышленности
Госдума РФ одобрила соответствующий законопроект 19 апреля 2023 г., Совфед - 26 апреля.ФЗ ограничивает размер дисконта на основной российский экспортный сорт Urals по отношению к сорту нефти Brent при расчете экспортной пошлины.
Согласно документу, правительство РФ будет устанавливать формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должны учитываться средняя цена на нефть сорта Urals на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) и средняя цена на нефть North Sea Dated (котировка Argus на основе цены 5 североморских сортов нефти Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll, BFOET) на рынке Северного моря за последний период мониторинга.
Мониторинг цены North Sea Dated предлагается проводить с 15 апреля, а применяться новые правила будут для пошлин, которые должны уплачиваться с 1 июня 2023 г.
Новая схема расчета экспортной пошлины:
- если средняя цена на нефть Urals на средиземноморском и роттердамском рынках, за определенные периоды мониторинга будет ниже цены North Sea Dated на рынке Северного моря на величину:
- с 15 апреля по 14 мая 2023 г. - на 204,4 долл. США/т или 28 долл. США/барр. (используется для расчета пошлины на июнь),
- с 15 мая по 14 июня 2023 г. и далее - 182,5 долл. США/т или 25 долл. США/барр. (используется для расчета пошлины на июль и далее),
- то средняя цена Urals принимается равной средней цене на нефть North Sea Dated на рынке Северного моря, уменьшенной на показатель для соответствующего периода.
Ранее эта схема была применена для исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД) и обратного акциза на нефть.
С 1 апреля 2023 г. дисконт для целей налогообложения ограничивается 34 долл. США/барр., затем он будет сокращаться на 3 долл. США/мес., пока в июне не составит 28 долл. США/барр., а с июля и далее - 25 долл. США/барр.
Вице-премьер РФ А. Новак 27 апреля сообщил, что дисконт по североморской нефти на Балтике сейчас составляет 26-27 долл. США/барр., т.е. ниже, чем установлено в законе, поэтому берется больше, чем та планка, которая установлена в законе, т.е. налогооблагаемая база выше.
Напомним, что проблема с исчислением налогов в нефтегазовой сфере обусловлено тем, что Минфин РФ продолжает использовать данные ценового агентства Argus Media о котировках российской нефти Urals CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta).
После введения эмбарго ЕС эти показатели являются расчетными и не отражают ситуацию на рынке.
Ограничение дисконта должно решить вопрос с выпадающими нефтегазовыми доходами российского бюджета, Минфин РФ полагает, что восстановление поступления налогов от нефтяной отрасли произойдет во 2м полугодии 2023 г.
Вопрос перехода на отечественные индикаторы при расчете нефтегазовых налогов остается открытым.
Корректировка в расчет НДПИ
Помимо пересмотра формулы расчета экспортной пошлины, ФЗ вносит корректировка в расчет НДПИ для участков недр, при разработке которых исчисляется НДД.Коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на таких участках недр, увеличивается на дисконт.
Увеличение НДПИ ведет к росту расходов компаний, но налоговая база при этом снижается, т.к. налоговая база НДД высчитывается через вычитание расходов из доходной части.
Таким образом, закон должен снизить налоговые выплаты для компаний, перешедших на НДД.
Данное изменение будет действовать до конца 2023 г.
В целях применения вычетов по НДПИ при добыче нефти на территории Сургутского и Ханты-Мансийского районов ХМАО, Татарстана, Ямальского района ЯНАО значение базовой цены на нефть:
- на ноябрь-декабрь 2022 г. - было сохранено на уровне 44,16 долл. США/барр.;
- на весь 2023 г. - принимается равным 45,04 долл. США/барр;
- с 1 января 2024 г. - будет ежегодно индексироваться на 2%.
ФЗ вступает в силу с 1 мая 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок.