Ключевыми вопросами повестки дня стали механизмы поддержки инвестиций в проекты технологического развития, обеспечивающего технологический суверенитет России, включая промышленные кластеры.
Задачи на 2023 г.
В. Путин напомнил, что против России развернута беспрецедентная санкционная агрессия, нацеленная на разрушение экономики, обвал рубля и провоцирование разрушительной инфляции.Этот расчет не оправдался, ситуацию в экономике удалось стабилизировать и сейчас открывается возможность для дальнейшего развития, в т.ч. для выхода на более высокий технологический уровень.
Говоря о планах на 2023 г., В. Путин выделил 6 ключевых задач, решение которых позволит успешно продвигаться к достижению национальных целей, установленных до 2030 г.
Тезисы от В. Путина:
- по итогам 2022 г. прогнозируется снижение ВВП примерно на 2,5% - это тоже спад, но это не тот крах в 20%, который предрекали многие западные и некоторые наши эксперты;
- уже в 3м квартале 2022 г. экономическая динамика продемонстрировала небольшой рост после минимальных значений 2го квартала;
- уровень цен в России после серьезного всплеска в марте-апреле, с мая уже практически не изменился, а российский рубль стал одной из самых сильных валют мира с начала 2022 г.;
- такой результат достигнут за счет:
- решений по регулированию оттока капитала,
- по переводу оплаты газа на рубли,
- активного использования в торговле с партнерами национальных валют,
- но прежде всего - за счет ответственной финансовой политики;
- по итогам января-ноября 2022 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 560 млрд рубл., а консолидированный бюджет - с профицитом в 1,451 трлн руб.,
- в целом в 2022 г. и 2023 г. наш федеральный бюджет будет исполнен с небольшим дефицитом - около 2% ВВП,
- более того, бюджет на будущую 3-летку предполагает постепенное снижение дефицита до менее чем 1% ВВП в 2025 г.,
- мы сохраним ответственную финансовую и макроэкономическую политику, что важно не только для ответа на текущие вызовы, но и в долгосрочной перспективе в качестве основы для роста экономики на годы вперед,
- мы продолжим развитие нашей страны, несмотря ни на какое внешнее давление, более того, мы реализуем качественно новые проекты, выведем Россию на более высокий технологический уровень, обеспечим ее экономический, финансовый, технологический и кадровый суверенитет.
- вывод взаимодействия с ключевыми партнерами на новый уровень, в т.ч. путем устранения ограничений в логистике и финансах,
- укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности,
- обеспечение финансового суверенитета,
- опережающее развитие инфраструктуры,
- снижение бедности,
- защита материнства, детства, поддержка семей и сбережение народа.
Разворот на Восток и не только
В. Путин напомнил, что Россия наращивает торговые и инвестиционные отношения с государствами, ставящими в приоритет собственные национальные интересы.Россия переключает свою внешнюю торговлю на динамично развивающиеся регионы и рынки, что происходит уже в течение многих лет, вне привязки к нынешним событиям.
В числе активно растущих рынков, интересных России, В. Путин назвал Азию, Ближний Восток, Латинскую Америку, Африку.
Именно на рынки дружественных стран Россия переориентирует поставки российских энергоресурсов, в частности, за 9 месяцев 2022 г. экспорт нефти государствам-партнерам вырос почти на 25%.
Важным шагом для снижения влияния санкций и других враждебных действий против России В. Путин назвал развитие портовой и трубопроводной инфраструктуры в южном и восточном направлении.
Тезисы от В. Путина:
- реализация таких проектов, как Ковыктинское месторождение, Сила Сибири-2, Дальневосточный маршрут позволят уже к 2025 г. увеличить поставки газа на восток до 48 млрд м3/год, а к 2030 г. - до 88 млрд м3/год,
- фактически это более 60% поставок газа на запад в 2021 г.,
- новые СПГ-проекты на Ямале позволят к 2030 г. увеличить производство сжиженного природного газа на 70 млрд м3/год, что также поможет расширить географию экспорта,
- одними из ключевых растущих потребителей российского газа являются и соседние страны, включая Турцию,
- газовая инфраструктура Турции обладает серьезным потенциалом, в ближайшие годы планируем организовать газовый хаб,
- если говорить о создании электронной площадки, то это можно сделать в течение ближайших месяцев,
- именно там в значительной степени будем определять конечную цену для европейских потребителей, потому что то, что они натворили на своих площадках, - это безумие.
- МГП Сила Сибири-1 (восточный маршрут) введен в эксплуатацию и последовательно наращивает прокачку по мере освоения базовых месторождений проекта (Ковыктинского и Чаяндинского) и строительства принимающей инфраструктуры в Китае, проектная мощность - 38 млрд м3/год,
- МГП Сила Сибири-2 (западный маршрут) с продолжением по территории Монголии МГП Союз Восток пропускной мощностью 50 млрд м3/год (ресурсная база - месторождения п-ва Ямал), контракт по нему до сих пор не подписан,
- МГП Сила Сибири-3 (дальневосточный маршрут) мощностью 10 млрд м3/год газа с ресурсной базой на шельфе о. Сахалин, контракт подписан в феврале 2022 г.
С 2030 г. ситуация немного непонятна, поскольку совокупная мощность всех 3 маршрутов поставок газа в Китай составляет 98 млрд м3/год, т.е. заявленный объем в 88 млрд м3/год либо отражает снижение проектной мощности МГП Сила Сибири-2, либо учитывает поэтапное увеличение прокачки, как это сейчас происходит с МГП Сила Сибири-1.
Идею с турецким газовым хабом В. Путин озвучил в октябре 2022 г., предложение Турцию заинтересовало и сейчас идут переговоры по проекту.
Техническая сторона создания самой электронной площадки ценообразования не вызывает сомнения, но для наполнения турецкого хаба потребуется строительство еще одной газопроводной системы в Турцию (работа МГП Турецкий поток на сверхпроектных показателях дает лишь порядка 4,3 млрд м3/год дополнительных объемов газа).
Вопросы со строительством морских участков будущих ниток по дну Черного моря, а также с принимающей инфраструктурой для поступающего из турецкого хаба газа на территории Европы остаются открытыми.
Логистика и платежи
Прочной базой для укрепления международной кооперации В. Путин назвал развитие удобной и независимой платежной инфраструктуры в национальных валютах.Доля российского рубля в международных расчетах по сравнению с декабрем 2021 г. выросла в 2 раза и составила 1/3, а вместе с валютами дружественных стран - превысила 50%.
На повестке дня сейчас стоит создание иных механизмов проведения платежей, например, применение цифровых валют центральных банков и технологий распределенных реестров, которые снимают политические риски от использования валют недружественных стран.
В плане развития транспортных коридоров, В. Путин назвал международный коридор Север - Юг, в рамках которого планируется расширить транспортную и логистическую инфраструктуру в Каспийском направлении.
Уже в 2023 г. по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 м, что существенно расширит для России пути в страны Ближнего Востока и в Индию.
Кроме того, усилия будут сосредоточены на развитии железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна, повышению их мощности.
Продолжится модернизация восточного направления железных дорог, Транссиба и БАМа.
При этом с повестки дня не снимаются такие проекты:
- ускоренная модернизация Мурманского транспортного узла,
- углубление и расширение фарватера важнейших речных артерий,
- строительство в будущем Северного широтного хода (СШХ).
По всем этим направлениям конкретные показатели и сроки В. Путин не обозначил.
Технологический суверенитет
Укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности В. Путин охарактеризовал как задачу равнозначную с укреплением международных связей:- санкционные ограничения привели к проблемам с комплектующими, дефициту технологических решений, нарушению логистики, но одновременно они же становятся стимулом к построению экономики, обладающей полным технологическим, производственным, кадровым и научным суверенитетом;
- вопрос стоит не в замещении товарных позиций, а в достижении лидерства по ключевым направлениям, таким как искусственный интеллект, вычисления и передача данных, новые промышленные технологии и др;
- необходимо ускорить подготовку обновленных планов развития ключевых отраслей отечественной промышленности, включая металлургическую, автопром, энергетику.
Запущен инструмент промышленной ипотеки, который может быть распространен не только на приобретение производственных площадей, но и на их строительство или модернизацию.
С 1 января 2023 г. вступит в силу новый льготный режим работы промышленных кластеров, который призван дополнить существующие механизмы поддержки индустриальных проектов, включая Фонд развития промышленности (ФРП).
По оценке, эти и другие меры должны обеспечить к 2030 г. реализацию востребованных проектов в объеме свыше 10 трлн руб., при этом уже в 2023 г. ожидаемый объем инвестиций в такие проекты может составить порядка 3 трлн руб.