Об этом 18 октября 2022 г. сообщил Bloomberg со ссылкой на проект документа.
В документе ЕС делает ставку на солидарность стран ЕС.
В перечень предложение ЕК вошли совместные закупки газа, добровольное сокращение потребления газа, ограничение цен при сделках на ключевом для европейского газового рынка нидерландском хабе TTF (Title Transfer Facility).
При этом ЕК пока воздерживается от установления предельных цен на газ на фоне политических разногласий и беспокойства по поводу безопасности поставок топлива.
Пакет мер для реагирования на энергетический кризис, подготовленный ЕК содержит следующие предложения.
- Создание механизма совместных закупок газа. В рамках данного механизма планируется централизация закупок и скоординированное заполнение подземных хранилищ газа (ПХГ). В предстоящий осенне-зимний период (ОЗП) ЕС вступает с ПХГ, заполненными более чем на 90%. Однако, ЕК исходит из возможности того, что эти запасы газа сильно истощатся к концу ОЗП, и задача по заполнению ПХГ на 90% к ноябрю 2023 г. будет труднее выполнить. ЕК предлагает дать разрешение странам ЕС совместно приобретать газ для заполнения ПХГ минимум на 15%, а компаниям - создать европейский синдикат для заключения долгосрочных контрактов. Однако российские поставщики газа от участия в переговорах с синдикатом будут отстранены.
- Поддержка бизнеса и домохозяйств. С целью снизить воздействие энергетического кризиса на домохозяйства и компании странам ЕС предложат использовать до 40 млрд евро из общих фондов союза.
- Контроль за мерами экономии газа. Страны ЕС в июле 2022 г. согласовали добровольное сокращение потребления газа на 15% по сравнению со средним потреблением за последние 5 лет в период с 1 августа 2022 г. по 31 марта 2023 г. Сейчас ЕК намерена следить за реализацией этого решения в жизнь и будет готова применить меры для принудительного сокращения потребления газа. Также ЕК рассчитывает получить полномочия для пересмотра целевых показателей в этой сфере, если нынешние действия окажутся недостаточными для стабилизации ситуации.
- Ограничение цен при сделках на TTF. В качестве исключительной меры ЕК хочет получить от правительств стран ЕС разрешение на ограничение цен при сделках на TTF. Reuters уточняет, что речь идет об установлении временной максимальной динамической цены на торгах газом на TTF, который должен ограничить внутридневные скачки цен для предотвращения высокой волатильности на рынках энергетических деривативов. К динамической цене хаба TTF будут привязаны другие газовые хабы ЕС через динамический ценовой коридор.
Окончательный вариант антикризисного пакета ЕК планирует обнародовать 18 октября.
Ожидается, что эти планы обсудят на саммите ЕС 20-21 октября.
Затем 25 октября в Люксембурге министры энергетики государств ЕС будут консультироваться по дальнейшим деталям.
Все эти меры в той или иной форме предлагались ЕК, но их обсуждение заходило в тупик.
Так, механизм совместных закупок газа рассматривается с декабря 2021 г. в ответ на рекордные цены на газ, а весной 2022 г. обсуждение этой темы резко активизировалось в связи с началом российской спецоперации на Украине.
Однако вопрос долгое время находился в подвешенном состоянии в связи с сопротивлением Германии, но ранее El País писала, что ЕК сумела добиться присоединения страны к этому предложению.
В плане экономии газа, ЕК последовательно реализует меры, предложенные Международным энергетическим агентством (МЭА) и зафиксированном в плане энергетических реформ REPowerEU.
Однако официального согласования на уровне ЕС этого механизма удалось добиться лишь с формулировкой о добровольности и после того, как ЕК согласилась дать странам ЕС все запрошенные ими исключения из плана обязательного сокращения потребления.
Сейчас же ЕК запрашивает полномочия для контроля реализации мер экономии, что противоречит изначальному посылу.
Что касается мер поддержки бизнеса и домохозяйств в виде субсидий, в ЕС это механизм реализуются с начала периода пандемии, что стало одним из механизмов нынешнего разгона инфляции в ЕС.
Комментируя денежные интервенции, т.н. «субсидирование цен на газ» в ЕС, глава Газпрома А. Миллер заявил, что этот шаг говорит о том, что нет никакого европейского рынка газа, это уже не рынок.
Также нерыночным шагом станет создание картеля покупателя, а тем более и недопуск к переговорам с ним одного из поставщиков, а конкретно России.
При установлении таких барьеров и нерыночных механизмов Евросоюзом возникает вопрос о целесообразности для России создания газового хаба в Турции, ориентированного на европейский рынок.