Указ №723 от 7 октября 2022 г. «О применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» опубликован на официальном портале правовой информации.
Согласно документу:
- правительство РФ создает российское ООО, к которому переходят все права и обязанности консорциума инвесторов СРП Сахалин, в т.ч оператора проекта, которым на текущий момент является зарегистрированная на Багамских островах Exxon Neftegaz Limited,
- российское ООО осуществляет освоение участков недр в пределах договорной акватории СРП Сахалин-1 и наделяется всеми правами и обязанностями консорциума,
- имущество, созданное или приобретенное консорциумом в рамках СРП, подлежит передаче в собственность РФ с одновременной его передачей в безвозмездное пользование на срок действия соглашения российскому ООО (срок - незамедлительно),
- новый оператор и его участники сохранят специальный налоговый режим, таможенное и таможенно-тарифное регулирование, а также исключительное право на экспорт газа,
- правительство РФ не является учредителем (участником) создаваемого ООО,
- доли в уставном капитале российского оператора проекта Сахалин-1 принадлежат:
- АО Сахалинморнефтегаз-Шельф - 11,5%,
- АО РН-Астра - 8,5% (в обоих случаях пропорционально доле его участия в СРП),
- самому новому оператору - 80% (пропорционально совокупной доле участия иностранных сторон консорциума),
- 80%, находящиеся на балансе самого нового оператора, подлежит передаче иностранным участникам консорциума при соблюдении ряда условий, а до этого момента их доля участия находится под управлением управление ими осуществляется правительством РФ,
- иностранные участники консорциума Сахалин-1 обязаны уведомить правительство РФ о согласии принять в собственность доли в уставном капитале нового оператора (срок - 1 месяц),
- правительство РФ после получения такого уведомления должно принять решение о передаче доли участия в новом операторе иностранному акционера или отказать ему (срок - 3 суток),
- в случае положительного решения правительства, доля участия передается незамедлительно, а управление ею правительством РФ прекращается,
- в противном случае, доля участия подлежит оценке и продаже российскому юридическому лицу, соответствующему установленным критериям (срок 4 месяца с момента отказа или с момента истечения срока ожидания уведомления от участника консорциума),
- денежные средства от продажи доли зачисляются на специальный счет (тип С), открытый на иностранного участника консорциума, и замораживаются,
- денежные средства, зачисленные на ликвидационный счет, используются в целях и порядке, установленных СРП,
- правительство РФ проводит финансовый, экологический, технологический и иной аудит деятельности иностранных участников СРП,
- по итогам аудита устанавливает размер ущерба, в т.ч. нанесенного в результате неисполнения иностранной стороной консорциума своих обязательств,
- денежные средства в сумме, равной размеру ущерба, списываются со счета типа С, открытого на имя иностранного участника консорциума в пользу российского оператора, далее иностранный участник вправе распоряжаться оставшимися средствами,
- в качестве управляющего российским ООО правительство РФ назначает компанию Сахалинморнефтегаз-Шельф, как минимум до тех пор, пока все доли участия не будут распределены.
На данный момент оператором проекта Сахалин-1 является Exxon Neftegaz Limited, дочка ExxonMobil, которая владеет 30% в проекте.
В проекте также участвуют Роснефть (20% через Сахалинморнефтегаз-Шельф и РН-Астра), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC Videsh (20%).
1 марта 2022 г. ExxonMobil объявила об отзыве своих американских сотрудников, занятых в нефтегазовых проектах в России, а на следующий день - о выходе из проекта Сахалин-1.
В апреле Exxon Neftegas Ltd. объявила режим форс-мажора и сократила добычу, а с 15 мая производственная деятельность на проекте практически остановлена, перезапустить ее до сих пор не удавалось.
По итогам 2022 г. добыча нефти по проекту Сахалин-1 ожидается в 2 раза ниже запланированного уровня - 4,2 млн т, против намеченных 8,9 млн т.
3 августа ExxonMobil сообщила, что работает над передачей своей операционной деятельности по проекту неназванному юрлицу.
Этот шаг был заблокирован указом В. Путина от 5 августа, запретившим до конца 2022 г. сделки с долями иностранных акционеров в стратегических компаниях России.
30 июня 2022 г. аналогичный указ В. Путина был опубликован в отношении оператора проекта Сахалин-2.
Тогда ожидалось, что аналогичное решение по поводу проекта Сахалин-1 последует в скором времени.
Однако решение о создании российского оператора СРП Сахалин-1 затянулось более чем на 3 месяца.
Частично это обусловлено тем, что в СРП Сахалин-2 контроль находился у российской стороны в лице Газпрома, а добычу и производство сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта удалось сохранить.
Ъ со ссылкой на источники в отрасли сообщает, что отсутствие решения по проекту Сахалин-1 может быть связано с необходимостью не просто передать операторство от ExxonMobil к другой компании, но и найти решение технологических проблем добычи на шельфе в условиях санкций и утраты компетенций.
Косвенно технологические проблемы проекта Сахалин-1 подтвердил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер Ю. Трутнев, заявивший, что России следует приглашать к сотрудничеству на шельфе дружественные страны и возрождать технологии, поскольку есть целый ряд технологий, в которых Россия немного отстала от мира.
Означает ли создание российского оператора проекта Сахалин-1 то, что технологические проблемы проекта удалось решить, пока непонятно.