Об этом говорится в распространенном 26 июля 2022 г. заявлении Совета ЕС на уровне министров энергетики.
Окончательно документ не согласован, процедуру согласования и официального принятия планируется завершить в ближайшие дни после технических изменений текста.
Целью сокращения спроса является экономия газа в преддверии наступающей зимы, чтобы подготовиться к возможным перебоям в поставках газа из России.
В заявлении Совета ЕС подчеркивается, что Россия постоянно использует энергоносители в качестве оружия.
Министр промышленности и торговли Чехии Ю. Сикела заявил, что нынешнее решение показывает единство и готовность стран ЕС решительно противостоять любой российской попытке разделить союз.
Принятие предложения о сокращении потребления газа в рекордно короткие сроки укрепило энергетическую безопасность, а также упростило подготовку к зиме, которая будет намного дешевле и проще для граждан и промышленности ЕС.
Однако согласия удалось добиться лишь после того, как ЕК согласилась дать странам ЕС все запрошенные ими 4 блока исключений из плана обязательного сокращения потребления газа на 15% до 31 марта 2023 г.
- Обязательное сокращение потребления газа не будет распространяться на страны, которые не связаны с газотранспортной и электрической системой ЕС, а поэтому не могут высвободить дополнительные объемы газа для ЕС. Кроме того, исключения возможны для стран, серьезно зависящих от газа для выработки электроэнергии.
- Страны ЕС могут потребовать для себя исключений, если они докажут, что все их мощности по транзиту или экспорту газа уже используются на 100% и сокращение внутреннего потребления физически не позволит им перенаправить газ на рынок ЕС.
- Страны ЕС могут запросить исключения из требований экономии, если они уже перевыполнили свои годовые обязательства по заполнению собственных подземных хранилищ газа (ПХГ) или используют газ в качестве сырья для важнейших отраслей промышленности или если их потребление газа увеличилось как минимум на 8% в 2021 г. по сравнению со средним показателем за последние 5 лет.
- ЕК не будет иметь возможность собственным решением объявлять режим «союзной тревоги» (Union alert) по поставкам газа, а обязана сначала провести консультации со странами, представленными в Совете ЕС. В полномочиях ЕК - подготовка предложения о введении такого режима в случае риска серьезной нехватки газа, высокого спроса на газ или если 5 или более стран ЕС, которые объявили предупреждение на национальном уровне, просят ЕК сделать это. Сама же «союзная тревога», которая делает добровольное сокращение потребления газа обязательным, активируется решением Совета ЕС.
На этих исключениях настаивал ряд стан и лишь их принятие позволило согласовать документ в целом.
При этом многие страны ЕС получают или имеют право претендовать на исключения из-под требований об экономии газа.
Так, 1й пункт выводит из-под действия требований экономии Кипр, Мальту, Ирландию, также это исключение может применяться к Испании, Португалии, Венгрии и еще ряду стран.
На исключение по 2му пункту могут претендовать Бельгия, Люксембург, Франция и еще ряд стран.
3й пункт теоретически дает возможность потребовать исключения Германии, которая активно использует газ как сырье для химической промышленности, а потребление газа в стране сильно выросло в связи с переходом на газовую генерацию в связи с планами по отказу от угля и закрытию атомных электростанций.
Меры по сокращению потребления газа на 15% в течение следующих 8 месяцев страны ЕС могут определять самостоятельно.
Выбирая меры по сокращению спроса, страны ЕС согласились, что они должны отдавать приоритет мерам, которые не затрагивают защищенных потребителей, таких как домохозяйства и критически важные объекты, такие как здравоохранение и оборона.
Возможные меры включают сокращение потребления газа в электроэнергетическом секторе, меры по стимулированию перехода на другие виды топлива в промышленности, национальные кампании по повышению осведомленности о необходимости экономии, целевые обязательства по ограничению отопления и охлаждения и рыночные меры, такие как проведение аукционов между компаниями.
Государства-члены обновят свои национальные планы действий в чрезвычайных ситуациях, в которых изложены планируемые ими меры по сокращению спроса, и регулярно отчитываются перед ЕК об их реализации.
Предлагаемые ЕК меры экономии газа расходятся с продвигаемой комиссией либеральной моделью рынка.
В связи с этим делается оговорка о том, что регулирование является исключительной и чрезвычайной мерой, предусмотренной на ограниченное время.
Такой режим будет действовать в течение 1 года, но ЕК проведет анализ рынка, чтобы рассмотреть возможность его продления с учетом общей ситуации с поставками газа в ЕС, к маю 2023 г.