Так, в соответствии с постановлением, с 1 января 2022 г. экспортная пошлина:
- на нефть понизится на 30,8 долл. США и составит 46,7 долл. США/т,
- прямогонный бензин уменьшится до 25,6 долл. США /т (-17 долл. США),
- товарный бензин, дизельное топливо, легкие, средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, масло смазочное - до 14 долл. США/т (-9,2 долл. США ).
Резкое снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с 1 января 2022 г. связано с очередным этапом реализации в РФ налогового маневра в нефтяной сфере.
Белорусские власти заявляли, что издержки страны от реализации налогового маневра в виде удорожания поставок нефти из РФ и поэтапного отказа от экспортных пошлин на нефтепродукты составят порядка 10 млрд долл. США в 2019-2024 гг.
Летом 2021 г. А. Лукашенко договорился с В. Путиным по ценам на газ для Белоруссии на 2022 г. и по объемам кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в России, завершение которого началось в России с 2019 г.
Постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение 6 лет с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение 3 лет, означает перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок.
В РФ это будет компенсировано мерами поддержки, предусмотренными для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
А в Беларуси средств для поддержки НПЗ нет.
Российские кредиты помогут.
Беларусь с 2010 г. унифицирует ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с действующими в России с учетом беспошлинного импорта нефти из РФ.
В соответствии с договоренностями в рамках ЕАЭС, с 2015 г. все экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты остаются в белорусском бюджете.
Напомним, годовой объем нефтепереработки в Беларуси составляет 17-18 млн т/год, потребности внутреннего рынка оцениваются в 7-8 млн т/год.
Остальной объем нефтепродуктов экспортируется.