Встреча состоялась 11 июня 2021 г., о ее результатах сообщается на сайте правительства РФ.
На встрече обсуждались текущие тенденции топливного рынка РФ, в т.ч. касающиеся работы сектора в период начала активного отпускного сезона.
Также речь шла о работе топливного сектора в текущих макроэкономических условиях, уровнях производства, поставках на внутренний рынок и биржу, а также запасов бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива.
В ходе встречи была особо отмечена необходимость сохранения хорошо зарекомендовавшего себя демпферного механизма топливного рынка.
Напомним, что с 1 мая 2021 г. в России начал работать скорректированный демпфирующий механизм, который увеличивает объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).
Это в свою очередь позволит заводам устанавливать отпускные цены таким образом, чтобы обеспечить достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции.
А. Новак отметил, что применяемые правительством меры по сохранению достаточной доходности топливного рынка и в то же время удержанию динамики розничных цен в рамках инфляции направлены на сохранение предсказуемости ситуации и поставок топлива для потребностей внутреннего рынка.
Однако есть необходимость во введении дополнительных мер для дальнейшей стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива.
А. Новак поручил участникам рынка проработать:
- меры по дополнительному повышению нормативов биржевых поставок для компаний - участников торгов, закрепленных постановлением правительства №733;
- механизмы многосторонних соглашений с топливными компаниями о сохранении определенного уровня как мелкооптовых, так и розничных цен внутреннего рынка и объема поставок на него;
- введение запрета на экспорт автомобильного бензина.
Часть из предложенных мер уже применялась и в целом показала свою эффективность.
Так, в 2018 г. в ответ на резкий рост цен на топливо правительство РФ заключило соглашения с нефтяными компаниями, в рамках которых компании с 1 ноября 2018 г. увеличили поставки на внутренний рынок на 3%, а также заморозили цены в мелком опте.
Соглашения действовали до 1 июля 2019 г., а обязательство по увеличению поставок было отменено в конце марта 2019 г.
В результате с ноября 2018 г. по апрель 2019 г. оптовые цены снизились на 20%.
А с 1 января 2019 г. начал работать демпфирующий механизм, предусматривающий выплату государством компенсаций нефтяным компаниям разницы между внутренними ценами на топливо и экспортными ценами в условиях высоких мировых цен.
В противном случае, высокая по сравнению с экспортом, стоимость топлива на внутреннем рынке позволяет нефтяным компаниям получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом.
Запрет на экспорт бензина - сравнительно новая тема.
Импорт топлива правительство уже запрещало, защищая нефтяные компании в условиях падения спроса на нефтепродукты в период самоизоляции от конкуренции с дешевым импортном топливом.
В конце мая 2020 г. правительство ввело временный запрет на ввоз в Россию бензина, дизтоплива, керосина, судового топлива и газойля, который действовал до 1 октября.
Сейчас ситуация противоположная - в условиях восстановления спроса и цен на нефтепродукты на мировом рынке российские нефтяные компании стремятся увеличивать экспорт.
В связи с этим весной 2021 г. поднимался вопрос об ограничении экспорта бензина как мере воздействия на нефтепереработчиков.
Позднее А. Новак заявил, что эта мера все-таки является крайней, и пока в ней нет необходимости.
По данным Росстата, по состоянию на 7 июня 2021 г. цены на бензин в России по сравнению с декабрем 2020 г. выросли на 4,1%, в т.ч. на АИ-92 - на 4,3%, на АИ-98 - на 3,9%.
Дизельное топливо за этот период подорожало на 2,1%.