Об этом сообщил статс-секретарь - замминистра финансов РФ А. Сазанов 25 мая 2021 г.
Тезисы А. Сазанова:
- такое предложение есть, но смысл в следующем - получается, что при переходе на НДД отдельные выработанные месторождения начинают нам платить больше, чем они платили со льготой по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых);
- соответственно, такая цель, собственно говоря, НДД, - чтобы облагать финансовые результаты;
- если финансовый результат позволяет вам платить больше налогов, то вы платите больше налогов, если он не позволяет, то вы платите меньше налогов;
- поэтому мы считаем, что создание отдельной группы для выработанных месторождений нецелесообразно, потому что мы как раз добиваемся той цели, которую преследовали, когда создавали НДД, т.е. исходя из финансового результата определяется уровень налогообложения;
- продление «налоговых каникул» по НДПИ для месторождения им. Корчагина не рассматривается;
- на повестке нет такого вопроса - о продлении льгот по НДПИ.
Напомним, что в конце 2020 г. нефтяная отрасль пережила стремительную налоговую реформу: правительство было вынуждено пойти на сокращение налоговых преференций в этой сфере в условиях падения цены нефти и снижения поступлений в бюджет.
По словам главы Минфина РФ А. Силуанова, некоторые стимулы в нефтянке показали свою неэффективность.
От отмены этих преференций бюджет РФ в 2021-2023 гг. дополнительно получит доходы в размере 308,1 млрд руб.:
- в 2021 г. они составят 96,8 млрд руб.,
- в 2022 г. - 104,7 млрд руб.,
- в 2023 г. - 106,5 млрд руб.
При этом и сам проект НДД был пересмотрен не в пользу нефтяников: за счет этих изменений поступления в бюджет от нефтяников могут вырасти на 200 млрд руб. за 3 года.
НДД - относительно новый налог, который применяется для нескольких категорий месторождений в зависимости от выработанности и географического положения.
Он заменяет собой экспортную пошлину и частично НДПИ и взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку.
С месторождением им. Корчагина в налогом плане тоже все непросто.
В 2020 г. в результате налоговой реформы оно лишилось льгот по экспортной пошлине .
Минфин предлагал перевести проекты, оставшиеся без прежних преференций, на режим налога на добавленный доход (НДД), однако для этого каспийское месторождение ЛУКОЙЛа не подходит по параметрам.
Дело в том, что месторождение имени Корчагина находится в границах одного лицензионного участка с новыми морскими месторождениями, в частности им. Филановского, которое уже получило льготы как новое морское месторождение.
Потери ЛУКОЙЛа от отмены льгот оцениваются в 10 млрд руб.
Компания уверяет, что при полной отмене льгот в среднесрочной перспективе добыча на месторождении становится операционно убыточной.
Однако шансы все-таки получить льготы для ЛУКЙЛа еще есть.
5 апреля 2021 г. компания попросила правительство о налоговых льготах, чтобы избежать консервации месторождения.
16 апреля 2021 г. Минприроды России разработало законопроект, позволяющий разделять лицензии на право пользования недрами. Законопроект прошел процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в правительство РФ.
Правда времени остается все меньше: поправки необходимо принять до сентября 2021 г., чтобы ЛУКОЙЛ успел перевести актив на НДД до крайнего срока - конца 2021 г.
К тому же ситуация осложняется тем, что поправки в законодательство о недропользовании не единственные, необходимые для перевода месторождения на режим НДД, но они позволят ЛУКОЙЛу вернуть хотя бы часть налоговых льгот для месторождения им. Корчагина на шельфе Каспия.
А вернуть льготы в полном объеме позволят только дополнительные поправки в Налоговый кодекс, которые также необходимо внести до сентября 2021 г.