Решение было принято 30 марта 2021 г. на внеочередном заседании парламента, документ поддержало 289 депутатов.
Законопроект задуман для обеспечения привлечения инвестиций в экономику Украины, снятия ограничений инвестиционной деятельности в рыночной среде.
Одновременно закон призван обезопасить важные для развития Украины объекты госсобственности от необоснованной и противоречащей интересам страны приватизации.
Для обеспечения такой защиты перечень объектов госсобственности, не подлежащих полной приватизации, разделен на 2 категории:
- предприятия, в уставных капиталах которых доля государства, не может быть меньше чем 50%+1 акция,
- предприятия, в уставных капиталах которых доля государства, должна составлять 100%.
В список вошло около 600 предприятий, в т.ч. Нафтогаз, Укрэнерго, Энергоатом, Укргидроэнерго.
К 1й категории отнесены Нафтогаз, Укрпочта и Укрзализныця (Украинские железные дороги), Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта, предприятие космической отрасли Хартрон, ряд заводов оборонной промышленности, в т.ч. Артем, Феодосийская судостроительная компания Море, Завод Фиолент и НПО Киевский завод автоматики.
2я категория включает Энергоатом, Укргидроэнерго, Укрэнерго, Оператор ГТС Украины (ОГТСУ), Восточный ГОК, Укрхимтрансаммиак, АМПУ, Украэрорух, Управление Северо-Крымского канала, Оператор рынка, Гарантированный покупатель, Чернобыльская АЭС, полиграфкомбинат Украина, ГП Документ, президентская авиакомпания Украина, КБ Южное и ряд др.
Кроме того, утвержден перечень государственных предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть преобразованы в хозяйственные общества, в которых 50%+1 акция должны остаться в госсобственности.
В этот список вошел ряд авиаремонтных предприятий и бронетанковых заводов, Антонов, химический завод Заря, КБ Луч, КБ имени Морозова, Николаевский судостроительный завод и др. предприятия Укроборонпрома.
Законопроектом также предложено в течение 3 лет запретить обращать взыскание на объекты недвижимого имущества и другие основные средства производства госпредприятий, внесенных в эти перечни, кроме случаев, когда взыскание обращается для погашения выплат по заработной плате.
Нафтогаз долгое время являлся крупнейшей компанией Украины.
Однако после проведения процедуры анбандлинга (выделения независимого оператора газотранспортной системы) Нафтогаз лишился своего главного актива - ГТС Украины, которая была передана в ОГТСУ.
Это сильно снижает ценность Нафтогаза в глазах потенциальных покупателей, что может затруднить приватизацию.
Компенсировать выпавшие доходы после отделения ГТС за счет добычи и продажи на розничном рынке Нафтогазу не удалось.
Кроме того, Нафтогаз обременен целым рядом других проблем, среди которых истощение действующих месторождений, падение добычи газа, недостаточное финансирование инвестиций, сложности с привлечением иностранных партнеров, неудачная попытка реорганизации газового бизнеса, конфликт с властями, дошедший до обвинения А. Коболева в госизмене.
В представленной в феврале 2021 г. новой бизнес-стратегии до 2025 г. Нафтогаз заявил цель по увеличению своей стоимости в 2 раза и выходу на IPO.
Добиться этого Нафтогаз рассчитывает за счет фокуса на потребностях клиентов, интенсивной разведки и разработки новых месторождений, активного содействия трансформации энергетических рынков, привлечение профессиональных партнеров, приобретения новых знаний и технологий, выхода в новые бизнесы и повышения операционной эффективности.
Реалистичность бизнес-стратегии вызывает большие вопросы, да и сам Нафтогаз изначально оговорил широкий перечень условий, который потребуется для ее реализации.
Тем более, что даже в лучшие времена крупные западные компании и инвесторы партнерством с Нафтогазом не особо интересовались.
Да и у самой Украины опыт приватизации не слишком позитивный, достаточно вспомнить многострадальный Одесский припортовый завод (ОПЗ) или недавнюю историю с Мотор Сич.
Автор: Е. Алифирова