Об этом в интервью Интерфаксу сообщил начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС РФ А. Ханян.
Тезисы от А. Ханяна:
- ФАС подняла этот вопрос для обсуждения,
- мы свою позицию сформулировали и хотим начать диалог в этом направлении,
- нужно хотя бы оценить эффект для рынка,
- возможно, отмена запрета никакого результата и не даст,
- технически этот процесс небыстрый и, возможно, пока пройдут все процедуры, внутреннее производство уже закроет спрос,
- однако, психологически факт отмены моратория на импорт может оказать нужную поддержку рынку, снять напряжение.
Напомним, что запрет на ввоз в Россию импортного топлива в целях обеспечения энергетической безопасности и стабилизации ситуации на внутреннем рынке вступил в силу 2 июня 2020 г. со сроком действия до 1 октября 2020 г.
Запрет на импорт распространяется на бензины, дизельное топливо, судовое топливо, газойли, но не затрагивает транзит топлива, а также топливо, перемещаемое физическими лицами для личного пользования.
Запрет на импорт был введен для того, чтобы не допустить снижения спроса на российскую продукцию в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
После падения нефтяных цен в марте 2020 г. импортируемое топливо, в т.ч. из Белоруссии, стало привлекательным для российского рынка, тогда как в России ценообразование на топливо выстроено таким образом, что напрямую не зависит от стоимости нефти на мировом рынке.
По мере снятия ограничений, связанных с COVID-19, спрос на нефтепродукты восстанавливается, причем ФАС фиксирует непредсказуемо высокие темпы роста.
Согласно постановлению правительства РФ, профильные ведомства до 15 июля 2020 г. могут предложить скорректировать срок запрета.
Минэнерго РФ, со своей стороны, не видит причин для отмены запрета на импорт топлива.
Тезисы от Минэнерго РФ:
- министерство продолжает в ежедневном режиме отслеживать ситуацию на топливном рынке и на данный момент не видит повода для регуляторных изменений,
- запрет не влияет на обеспеченность топливом регионов и предприятий,
- предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, а запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток,
- запрет следует сохранить, поскольку сейчас наблюдается низкий спрос на топливо - на 10-15% ниже показателей июня 2019 г.
Автор: Е. Алифирова