Об этом говорится в письме главы Роснефти И. Сечина премьер-министру РФ Д. Медведеву
На совещании 26 марта 2019 г. было принято решение о продлении на 2й квартал срока действия соглашений с нефтяными компаниями по поддержанию цен на топливо с корректировкой объемов поставок и изменением цен на нефтепродукты на уровне инфляции.
Также была подтверждена целесообразность доработки демпфирующей составляющей обратного акциза, однако из-за отсутствия на совещании представителей Минфина непроясненным остался вопрос источника финансирования предлагаемой корректировки, которое может быть проведено за счет повышения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль.
Предлагаемое введение механизма лицензирования экспорта нефтепродуктов с целью получения дополнительных гарантий снабжения внутреннего рынка моторным топливом вызывает вопросы в связи с непрозрачными настройками этого режима и излишней зарегулированность отрасли.
Тезисы И. Сечина:
- с мая 2018 г. введено ручное нерыночное регулирование цен на топливо. При этом, продолжают предлагаться все новые механизмы ручного регулирования предпринимательской деятельности, что не только создает системные риски для функционирования системообразующей нефтяной отрасли, но и, по мнению абсолютного большинства участников рынка, становится дублированием уже существующих регуляторных инструментов;
- с мая 2018 г. розничные цены компании на горюче-смазочные материалы (ГСМ) заморожены и скорректированы только на рост НДС, мелкооптовые цены снизились на 5-16%. Вместе с этим значительно выросли сопутствующие затраты на производство и повышены на 50% акцизы на топливо, в результате, нефтяная отрасль фактически субсидирует смежные отрасли экономики, поясняется в обращении. Компания оценивает свои потери за счет удержания цен на уровнях, не учитывающих рыночную конъюнктуру, увеличения акцизной нагрузки, эффекта завершения большого налогового маневра и некорректной настройки механизма демпфера с мая 2018 г. более чем в 75 млрд руб. В случае продления соглашения с правительством потери будут составлять 30 млрд руб./квартал;
- механизмы, которые были объявлены Минфином, как компенсирующие нефтяным компаниям потери от сдерживания цен, так и не заработали, не обеспечив компенсацию нефтекомпаниям превышения экспортной альтернативы над ценами внутреннего рынка;
- в настоящее время внутренний рынок топливо сбалансирован и дает возможность перехода к рыночным механизмам регулирования. В качестве системной меры развития рынка нефтепродуктообеспечения Роснефть предлагает с мая 2019 г. законодательство ввести для недропользователей дополнительные обязанности, прописав их в лицензионных соглашениях - перерабатывать на российских НПЗ и поставлять на внутренний рынок светлые нефтепродукты в объеме не менее 17,5% от нефти, добываемой в России (за исключением проектов СРП и поставок в Белоруссию). Эта мера была поддержана правительством на совещании с нефтекомпаниями еще в сентябре 2018 г., однако профильные ведомства отметили сложность ее администрирования;
- вместе с тем, в качестве возможного механизма администрирования обязательной переработки доли добытой в РФ нефти предлагается проработать использование механизма замещения доли обязательного объема перерабатываемой нефти на корзину светлых нефтепродуктов (свопирование);
- компании со свободными нефтеперерабатывающими мощностями в РФ могли бы покупать нефть у добывающих структур по договорной цене и выдавать им корзины светлых нефтепродуктов, получаемых из сданного сырья. Ставка процессинга может быть установлена ФАС для каждого из НПЗ;
- Кроме того вертикально-интегрированные компании (ВИНК) могли бы оказывать услуги по реализации получаемых светлых нефтепродуктов по рыночной (биржевой) цене тем производителям, у которых отсутствуют собственные трейдинговые подразделения.
Представитель Д. Козака И. Джус не стал комментировать предложения, отметив, что правительство внимательно отслеживает позицию нефтяных компаний.
Роснефть традиционно отказывается комментировать рабочую переписку.
В конце марта 2019 г. правительство и нефтяники достигли договоренностей по обновленным параметрам соглашения о заморозке цен на внутреннем рынке.
4 апреля 2019 г. Д. Козак сообщил, что новое соглашения с нефтекомпаниями о стабилизации рынка топлива уже подписаны.
Правительство по просьбам нефтекомпаний приняло решение снизить уровень цены отсечения на бензин в формуле демпфера с 56 тыс. руб./т до 51 тыс. руб./т, по дизтопливу - с 50 тыс. руб./т до 46 тыс. руб./т.
По расчетам Минфина, это приводит к выпадающим доходам бюджета в 190 млрд руб.
Одним из вариантов компенсации могло бы стать повышение НДПИ, однако Минэнерго выступает против такого подхода. Другим вариантом компенсации могли бы стать средства ФНБ, однако против этого выступает Минфин.
Глава Минэнерго А. Новак сообщал, что прорабатывается предложение о частичной компенсации за счет повышения пошлины на средние дистилляты, это предложение Минэнерго считает целесообразным.
И. Сечин не впервые обращается с письмом к первым лицам государства.
Эпистолярный жанр ему близок.
Так, в феврале 2019 г. И. Сечин в своем письме к В. Путину указал на то, что сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти ставит в выгодное положение США и грозит РФ потерей рынка
Автор: Д. Савосин