Строительство атомного ледокольного флота обеспечит решение стратегических задач, стоящих перед Россией, в Арктике.
Ход строительства новых атомных ледоколов и перспективы развития российского ледокольного флота в целом обсуждались на совещании, которое 12 февраля 2018 г провел глава Минпромторга РФ Д. Мантуров.
В совещании приняли участие гендиректор Росатома А. Лихачев, президент ОСК А. Рахманов, гендиректор ФГУП Атомфлот В. Рукша, врио гендиректора Балтийского завода А. Кадилов.
Главной темой совещания стали вопросы своевременного завершения строительства атомных ледоколов проекта 22220, строящихся на производственных мощностях Балтийского завода, дочки ОСК.
В настоящий момент Балтийский завод ведет строительство 3 ледоколов проекта 22220 - головного ледокола Арктика и серийных ледоколов Сибирь и Урал.
Ледокол Арктика был заложен в ноябре 2013 г, а 16 июня 2016 г корпус ледокола был спущен на воду для продолжения монтажных работ.
На место Арктики на стапеле Балтийского завода корпус ледокола Сибирь был перемещен 28 июня 2016 г, а 22 сентября 2017 г корпус ледокола спустили на воду.
2й серийный ледокол Урал был заложен 25 июля 2016 г.
Ледоколы проекта 22220 станут самыми большим и самыми мощными (60 МВт) атомными ледоколами в мире.
Ледоколы будут работать на Северном морском пути (СМП) и проводить суда, перевозящие углеводородное сырье с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Благодаря реализации данных проектов судостроительная промышленность в целом восстановила ранее утраченные компетенции, освоила новые технологии, а также обеспечила привлечение на производство приток квалифицированных кадров.
Но есть и проблемы.
Д. Мантуров дал указание заводу Киров-энергомаш обеспечить неукоснительное соблюдение сроков производства и поставки паротурбинных установок (ПТУ) для всех 3 ледоколов.
Ситуация с ПТУ сложная.
Кирoв-энергомаш, дочка Кировского завода, действительно, не смог поставить ПТУ Балтийскому заводу в срок, компании даже обменялись исками по этому поводу.
Впрочем отставание было вызвано объективными факторами.
Испытания ПТУ должны были проводиться в г. Харьков, но после изменения ситуации на Украине это стало невозможным.
В связи с этим Кировскому заводу пришлось строить испытательный стенд для испытания под нагрузкой судовых паровых турбин мощностью до 75 МВт.
Но накопившееся отставание необходимо ликвидировать.
Завершение строительства головного, 1го и 2го серийных ледоколов проекта 22220 намечено на 2019, 2020 и 2021 гг соответственно.
По итогам совещания Д. Мантуров отметил, что строительство атомного ледокольного флота не только позволит отечественной промышленности поддерживать необходимый уровень компетенций, но и обеспечит решение стратегических задач, стоящих перед Российской Федерации, в Арктике.