Москва, 6 дек - ИА Neftegaz.RU. Д. Медведев рассказал об обиде нефтяных компаний из-за заморозки цен на бензин, но отметил важность нефтегаза для экономики РФ и понадеялся, что правительству не придется вводить заградительные пошлины на нефть.
Тезисы Д. Медведева:
- правительство вынуждено было надавить на нефтяников, и заставить их подписать соглашение. Это было правильным решением;
- будем смотреть, что будет происходить дальше. Эта отрасль важна, потому что она в значительной степени кормит экономику. В интересах ее поддержки проводится акцизная политика и принимаются другие решения. Поэтому надеемся, что ситуацию с ценами получится удержать. Если все будет стабильно, ничего трогать не будем;
- если ситуация выйдет из-под контроля, придется принимать непопулярные среди нефтяников решения, включая введение заградительных пошлин на экспорт, но, надеюсь, до этого не дойдет;
- долгое время в нефтяной отрасли ничего не происходило, несмотря на то что цены на нефть были в движении и шел целый ряд других процессов. Но за счет роста цен наши нефтяные компании посчитали себя обиженными. Они недовольны тем, что не получают на внутреннем рынке столько, сколько рассчитывали. А им кто-то это обещал? Может, они и не получают того, что рассчитывали получать, но что для нас важнее: чтобы нефтяные компании обязательно заработали столько, сколько они планируют, или чтобы люди, у которых немного денег, могли расплачиваться за бензин.
Попытка нерыночными способами регулировать работу компаний в капиталистическом обществе не может не тревожить.
Если все регулируется, то почему не национализировать все компании и планировать их работу на радость всего населения страны?
Напомним, что весной 2018 г. после выборов президента РФ цены на бензин, долгое время искусственно сдерживаемые, резко подскочили в цене.
Электорату было приятно видеть стабильность цен на ГСМ, но нефтяные компании теряли прибыль.
Вероятно, были какие-то договоренности с властями, не сами же компании решили отказаться от прибыли?
Выборы прошли, и цены на ГСМ резко подскочили.
Власти молчали, вероятно, выполняя свою часть договоренностей и дав возможность компаниям поднять цены на ГСМ в соответствии с тенденциями рынка.
Народ стал сильно возмущаться.
Были приняты экстренные меры. в т.ч. снижены акцизы, а нефтяные компани пообещали правительству удерживать цены на АЗС.
Летом ситуация стабилизировалась, однако осенью 2018 г. цены вновь поползли вверх. Рынок - есть рынок.
В результате правительство заключило новое принудительное соглашение с нефтяными компаниями, согласно которому, они замораживают цены на уровне июня до конца 2018 г., в противном случае правительство вводит заградительные пошлины на нефть.
При этом в январе 2019 г. после повышения акцизов правительство заложило рост в 1,7%, а дальше в рамках инфляции.
Рост цен на бензин на внутреннем рынке нерыночно прекратился, что не мешает называть В. Путину ситуацию с нефтепродуктами в РФ рыночной.
Новые меры правительства значительно ухудшили положение независимых сетей АЗС.
В нынешних условиях им сложно конкурировать с сетями ВИНКов, которые контролируют всю цепочку от добычи до реализации, и имеют в 2018 г. сверхприбыль от высоких цен на нефть.
Независимая розница, следуя соглашению и удерживая июньские цены, работает с отрицательной маржинальностью, а повышая цены, чтобы хоть как-то покрывать расходы, теряет своих клиентов, которые уходят на заправки крупных игроков.
В полном отчаянии Независимый топливный союз (НТС) на совещании с правительством 27 ноября 2018 г. представил комплексную реформу топливного рынка РФ.
Автор: Д. Савосин