Москва, 13 мар, - ИА Neftegaz.RU. Минприроды РФ 13 марта 2019 г. направило на рассмотрение в правительство в установленные сроки комплексный аналитический документ, представляющий минерально-сырьевой и логистический потенциал Арктики.
Поручение о подготовке Комплексного плана по развитию, освоению и переработке минерально-сырьевой базы Арктической Зоны РФ (МСБ АЗРФ) до 11 марта 2019 г. было дано на совещании по развитию Арктики 11 декабря 2018 г. в поселке Сабетта.
В декабре в г. Москве состоялось совещание под председательством Министра природных ресурсов и экологии РФ Д. Кобылкина.
Комплексный план проработан министерствами, компаниями, властями регионов АЗРФ и в марте 2019 г. подписан Д. Кобылкиным.
План предполагает 10,5 трлн руб. внебюджетных инвестиций до 2030г.
Всего в План по реализации минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики вошло 118 проектов развития, освоения и переработки минерально-сырьевой базы.
При прежней скорости развития отрасли уровень грузопотока в Арктике может составить порядка 60 млн т к 2024 г.
В условиях ускоренного темпа ( прорывной сценарий по всем 4 группам проектов) к 2024 г. грузопоток по Северному морскому пути (СМП) только минерального сырья может составить 77 млн т.
Согласно майскому Указу В. Путина (7 мая 2018 г. № 204) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» грузовой поток по СМП должен вырасти до 80 млн т/год, а СМП стать «ключом к развитию Русской Арктики».
Ускорение развития возможно при своевременном вводе в эксплуатацию всех планируемых проектов Таймырского угольного бассейна и Пайяхского нефтяного месторождения, а также реализации ряда инфраструктурных проектов, в частности подключение к Севморпути Сузунского и Тагульского, Лодочного нефтегазоконденсатных месторождений (НГКМ).
Основу грузопотока составят сжиженный природный газ (СПГ), нефть, газовый конденсат, твердые полезные ископаемые и уголь, задействованы круглогодичные порты Сабетта и Дудинка, сезонные гавани Нумги, Певек, Зеленый Мыс.
Для реализации вышеуказанных проектов необходимо выполнить комплекс мер:
- интенсификация геологоразведочных работ (ГРР),
- проработка мер поддержки и технологического оснащения месторождений, в т.ч. трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ);
- развитие наземной и береговой инфраструктуры ( портовой и подъездной);
- обеспечение наличия ледокольных мощностей и транспортного флота ледового класса;
- внедрение соответствующего навигационного и гидрометеорологического обеспечения.
Магистральный нефтепровод (МНП) Ванкор - бухта Север.
В феврале 2019 г. стало известно, что Роснефть планирует построить 600-километровый МНП от месторождений Ванкорского кластера до бухты Север на побережье Таймыра для экспорта нефти по СМП.
Пропускная мощность МНП Ванкор - бухта Север составит 25 млн т/год с возможностью увеличения до 50 млн т/год.
Ресурсная база МНП:
- новые месторождения Ванкорского кластера Роснефти - Сузунское и Тагульское и Лодочное - с ресурсами 1,9 млрд т, запасами 500 млн т и планируемой добычей 22-24 млн т/год;
- Пайяхское и Северо-Пайяхское нефтяные месторождение, принадлежащие Нефтегазхолдингу (НГХ) - бенефициар Э. Худайнатов.
Порт Сабетта.
Порт Сабетта расположен на западном берегу Обской губы Карского моря.
Предназначен для обеспечения отгрузки СПГ с проекта Ямал СПГ в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
НОВАТЭК в декабре 2018 г. вывел на проектную мощность проект Ямал СПГ - производства СПГ на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина