Москва, 28 фев - ИА Neftegaz.RU. Роснефть совместно с Нефтегазхолдингом (НГХ) могут значительно нарастить грузопоток по Северному морскому пути (СМП). Для этого Роснефть планирует построить 600-километровый нефтепровод до побережья Таймыра, чтобы перенаправить на СМП через него экспорт нефти с Ванкора. Этот проект Роснефть увязывает с разработкой Пайяхской группы месторождений НГХ.
Глава НГХ Э. Худайнатов и глава инфраструктурного оператора СМП - Росатома - А. Лихачев обратились к вице-премьеру М. Акимову с просьбой оценить целесообразность реализации инфраструктурного проекта для поставок нефти принадлежащей НГХ Пайяхской группы месторождений и Ванкорского кластера Роснефти для дозагрузки СМП.
Как выяснил «Коммерсант», Э. Худайнатов и А. Лихачев аргументируют необходимость проекта рисками срыва поручения президента РФ В. Путина по обеспечению к 2024 г. грузооборота СМП в 80 млн т грузов.
Для этого они предлагают перенаправить на север нефть новых месторождений Ванкорского кластера Роснефти - Сузунского, Тагульского и Лодочного - с ресурсами 1,9 млрд т, запасами 500 млн т и планируемой добычей 22-24 млн т/год.
Подразумевается строительство нефтепровода от Ванкорского кластера до бухты Север на побережье Таймыра длиной около 600 км и мощностью 25 млн т с возможностью увеличения до 50 млн т, который бы проходил через Пайяхское и Северо-Пайяхское нефтяные месторождение, принадлежащие НГХ.
Ранее, о срыве планов по наращиванию грузопотока по СМП до 80 млн т к 2024 г. также говорил вице-премьер Ю. Трутнев.
В Роснефти, НГХ и Росатоме отказались от комментариев.
Как сообщил «Коммерсанту» источник в Росатоме, позиция у госкорпорации простая и заключается в том, что чем больше проектов в Арктике, тем больше грузооборот и потребность в атомных ледоколах.
При этом идея перегружать нефть Ванкорского кластера, основного добывающего актива Роснефти в Восточной Сибири, через морской терминал на СМП полностью противоречит прежней стратегии, т.к. месторождения уже подключены к системе МНП Транснефти.
Если экспорт будет перенаправлен на север, МНП Транснефти могут остаться полупустыми, учитывая, что запасы ключевого Ванкорского месторождения уже находится в высокой степени выработанности.
Но в тоже время у Роснефти нет никаких обязательств перед Транснефтью.
Инфраструктурная инициатива должна помочь разработке Пайяхи - единственного крупного добычного актива НГХ.
Пайяхские активы вошли в компанию НГХ в 2013 г., став одним из первых приобретений после того, как Э. Худайнатов покинул Роснефть.
Э. Худайнатов в конце 2017 г. оценивал разработку Пайяхи в 6 млрд долл США.
НГХ были не по силам такие инвестиции, и компания пыталась найти инвесторов, а в 2015 г. просила 78 млрд руб. из ФНБ, но безрезультатно.
Компания и сейчас просит преференций для проекта.
Помимо проблем с финансированием и отсутствием инфраструктуры в регионе вызывают сомнения планы НГХ достигнуть к 2024 г. добычи на Пайяхе 10 млн т, учитывая, что сейчас на госбаланс поставлены запасы только 163,1 млн т нефти.
Однако, по некоторой информации в течение нескольких месяцев месяцев запасы Пайяхи могут быть увеличены до 500-600 млн т по итогам геологоразведочных работ (ГРР).
Без подтверждения запасов получить господдержку будет сложно.
Роснефть планирует по построенному нефтепроводу отгружать через терминал на Таймыре в бухте Север 20 млн т. нефти к 2024 г. из которых половину составит нефть Ванкорского кластера.
Часть объемов предполагается отправлять на танкерах в восточном направлении через Берингов пролив.
Компании рассчитывают, что в 2035 г. суммарная добыча на этих проектах может составить 50-55 млн т.
В правительстве Красноярского края ранее сообщили, что запуск Пайяхского месторождения, где планируется добывать 26 млн т/год нефти, позволит увеличить в 2 раза добычу нефти в Красноярском крае.
Автор: Д. Савосин