Флотский мазут планируют полностью запретить в Арктике к 2029 г.
Комитет по защите морской среды планирует окончательно утвердить запрет осенью 2020 г.
Об этом сообщила пресс-служба Всемирного фонда дикой природы (WWF) России 21 февраля 2020 г.
В организации сообщили, что рабочая группа Подкомитета по предотвращению и ликвидации загрязнений (PPR) Международной морской организации (IMO) подготовила и согласовала поправки к Приложению I к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью».
Поправки направлены на введение запрета на использование судового остаточного топлива, СОТ (флотского мазута) в Арктических водах.
Предложение было принято на пленарном заседании PPR 21 февраля 2020 г.
Комитет по защите морской среды планирует окончательно утвердить запрет осенью 2020 г.
IMO рассчитывает, что запрет вступит в силу с 1 июля 2024 г.
Однако, некоторые суда, прежде всего имеющие двойной корпус, смогут использовать флотский мазут в качестве судового топлива до 2029 г. Кроме того, для стран, у которых есть арктическое побережье, в т.ч. для России, введется возможность выдавать специальные разрешения для отдельных судов также до 2029 г.
Правила выдачи таких разрешений будут определены IMO дополнительно.
Отметим, что около 75% всего топлива, которое сейчас используется в арктическом судоходстве - это флотский мазут, но его разливы наносят огромный вред экосистемам.
Масштабность угрозы нефтеразливов в Арктике и необходимость поиска решения проблемы стали очевидными более 10 лет назад.
Тогда по заказу Арктического совета была проведена комплексная оценка воздействия судоходства на арктические экосистемы и угрозы аварийных разливов нефтепродуктов, в первую очередь флотского мазута.
С тех пор началась начались поиски пути запрета его использования.
В Антарктике использование флотского мазута уже запретили.
Согласно отчету того же Арктического совета (в рамках РАМЕ) об альтернативных видах топлива для судоходства в регионе, наилучшей заменой флотского мазута признан сжиженный природный газ (СПГ).
В своей работе авторы опираются и на исследование WWF России, посвященное оценке возможностей и перспектив использования СПГ вместо СОТ, опубликованное в 2017 г. Эксперты Фонда занимаются вопросом уже более 3х лет. В WWF подчеркивают, что в настоящий момент ситуация требует принятия срочных мер и именно ИМО может стать главной движущей силой в этом вопросе.
Автор: А. Чижевский