В Казахстане сложилась критическая ситуация с авиатопливом, которая ставит под угрозу срыва регулярное воздушное сообщение в стране.
Об этом авиакомпания Air Astana предупредила 25 сентября 2017 г.
Ситуация с авиатопливом в Казахстане усугубилась в 2017 г.
В 2017 г потребность гражданской авиации Казахстана в авиатопливе составляет 800 тыс т, из которых Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) производится лишь 241 тыс т.
Причиной обострения кризиса стало сокращение поставок авиакеросина из России и предстоящая приостановка Шымкентского НПЗ.
Основными компаниями-экспортерами авиационного керосина в Казахстан являются Газпром нефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ и Татнефть.
В 2017 г совокупный среднемесячный объем поставок этих компаний снизился до 15 тыс т по сравнению с 44 тыс т в 2016 г.
Ситуация в октябре 2017 г может стать угрожающей - компании-экспортеры не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке.
Так, Газпром нефть уведомила о возобновлении экспорта топлива в Казахстан не ранее мая 2018 г.
Ситуация усугубляется тем, что Шымкентский НПЗ осенью 2017 г останавливается на проведение ремонтно-профилактических работ.
Шымкентский НПЗ активно модернизируется, но проблему с дефицитом горюче-смазочных материалов его простой может серьезно обострить.
Air Astana предупреждает о возможном коллапсе казахстанского рынка авиатопливообеспечения и угрозе функционирования транспортного авиасообщения из Казахстана и в Казахстан.
С августа 2017 г Минэнерго Казахстана принимает экстренные меры для разрешения кризисной ситуации, в т.ч идут переговоры с Минэнерго РФ.
Однако перед гражданскими авиаперевозчиками Казахстана все еще остро стоит вопрос обеспечения авиатопливом в предстоящие месяцы.
Поставки авиатоплива из других источников в сжатые сроки наладить у Казахстана вряд ли получится.
Страны-экспортеры авиатоплива, такие как Туркменистан, Азербайджан и Беларусь, испытывают значительный дефицит на внутреннем рынке.
При этом приоритетным регионом для экспорта в незначительных объемах является Афганистан.
Китай мог бы поставлять авиакеросин в Казахстан, но в Китае производится другой тип авиационного керосина, для использования которого потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры аэропортов страны.
Добавляет проблем и недостаток мощностей резервуарного парка аэропортов Казахстана.
Так, у Air Astana разрешенный лимит хранения авиатоплива позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на 10-дневные сроки.
Компания считает необходимым создание достаточных резервов для выполнения долгосрочных производственных программ и обязательств перед пассажирами.