Соответствующие поправки ранее были приняты в Налоговый кодекс.
Рост акцизов:
- на бензин класса Евро 5 вырос до 15,048 тыс. руб./т (ранее с 4,345 тыс. руб./т);
- на дизельное топливо - до 10,425 тыс. руб./т (с 9,938 тыс. руб./т);
- в 2023 г. акцизы на эти товары росли на 4%.
- рост акцизов на топливо не приведет к резкому росту цен на АЗС;
- не ждать значимого увеличения цен, акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут на 4,9% год к году;
- например, для Аи-92 рост составит 0,9 руб./литр и этот рост не оттранслируется в увеличение розничных цен одномоментно.
- рост цен на топливо из-за повышения акцизов не будет, так как котировки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на данный момент находятся на низком уровне и поводов для их роста нет;
- даже при росте налоговой составляющей с 1 января 2024 г., а с ней и при росте себестоимости, рыночных предпосылок для увеличения цен нет;
- 1й квартал - это период низкого спроса на бензин;
- если не будет роста биржевых котировок, значит резкого роста цен не будет
Эксперты отметили, что для дизельного топлива есть потенциал роста розничных цен.
Напомним, что в июле 2023 г. В. Путин подписал закон, устанавливающий ставки акцизов на 2024-2026 гг.
Подробности закона:
- вносит комплексные изменения в Налоговый кодекс в целях реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики;
- предусматривает индексацию ставок акцизов на 5% в 2024 г., на 4% - в 2025 г. и на 4% - в 2026 г.
Стабилизация цен на топливо в 2023 г.
- весной 2023 г. биржевые цены на топливо в РФ начали расти и несколько месяцев держались на рекордных уровнях;
- следом ускорили тем роста розничные цены, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива на АЗС;
- в конце августа 2023 г. грузоперевозчики призвали власти ввести госрегулирование цен на дизельное топливо и зафиксировать его стоимость ниже 60 руб./л;
- в сентябре из-за роста цен представители бизнеса попросили камин ввести транспортный демпфер - компенсацию компаниям за сдерживание роста стоимости доставки грузов;
- с 21 сентября 2023 г. правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка для стабилизации цен;
- однако 6 октября 2023 г. меры были скорректированы, в частности, было снято ограничение на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом,
- экспорт был разрешен при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива;
- 17 ноября 2023 г. Правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт автомобильного бензина, но продолжается запрет на экспорт для поставок дизельного топлива железнодорожным транспортом;
- 21 ноября 2022 г. глава Минэнерго России Н. Шульгинов сообщил, что министерство обсуждает вопрос полного снятия запрета на экспорт летнего дизельного топлива;
- 22 ноября 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак не исключил, что такое решение может быть принято уже в скором времени;
- далее Правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт летнего дизельного топлива.
Автор: П. Паршинова