Китай, крупнейший в мире импортер сырой нефти, и Индия, 3я по величине, в 2022 г. все чаще обращаются к российской нефти, покупая партии с большими скидками, поскольку Россия стремится сохранить объемы экспорта после того, как западные страны отказались от российской нефти.
Китай
По словам трейдеров и участников отрасли в Китае, китайские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) начали сокращать закупки российской нефти с поставкой в декабре.Сокращение объемов из России в декабре произошло после нескольких месяцев активного импорта.
Прогнозируется, что Китай будет поставлять 1,80 млн барр./сутки российской нефти в ноябре по сравнению с 1,69 млн барр./сутки в октябре и соответствует 1,82 млн барр./сутки в сентябре, согласно данным, собранным Refinitiv Oil Research.
Также вполне вероятно, что в ноябре Россия обгонит Саудовскую Аравию как крупнейшего поставщика нефти в Китай, при этом 2 ведущих члена группы ОПЕК+ уже несколько раз менялись местами в этом году.
Индия
Индийские нефтеперерабатывающие заводы также опасаются покупать российскую нефть после даты введения запрета на импорт ЕС 5 декабря и предложенного ценового предела.По словам 2 источников агентства, знакомых с планами закупок, ведущие нефтеперерабатывающие предприятия Reliance Industries и контролируемая государством Bharat Petroleum отказываются от размещения заказов.
Более низкие объемы в декабре последовали за сильным импортом российской нефти Индией в последние месяцы.
Refinitiv оценивает ноябрьские поступления в 1 млн барр./сутки, что сделает Россию главным поставщиком в этом месяце, опередив Ирак с 960 тыс. барр./сутки.
Вопрос в том, обратятся ли Китай и Индия снова к российской нефти в 2023 г., или сохранится неопределенность, созданная ценовым потолком и запретом ЕС.
Обе страны будут заинтересованы в покупке российской нефти, особенно если она будет поставляться с большой скидкой по сравнению с сортами с Ближнего Востока и Африки.
Но есть несколько проблем, которые нефтепереработчикам в обеих странах придется решать.
- Вопросы оплаты и транспортировки, такие как страхование, могут стать более сложными, хотя вполне вероятно, что нефтепереработчики и трейдеры достаточно сообразительны, чтобы найти способы продолжать вести бизнес.
- Основная трудность может заключаться в поиске достаточного количества судов для перевозки сырой нефти из западных портов России в Азию.
Данные Refinitiv показывают, что из 3,42 млн т нефти, доставленной в ноябре, все, кроме 705 тыс. т, поступили из тихоокеанских и арктических портов.
Ожидается, что Китай импортирует 705 тыс. т российского сорта Urals, который был основным сортом, поставляемым европейским нефтеперерабатывающим заводам из западных портов страны.
Индия, которая ближе к западным портам России, чем Китай, активизировала закупки нефти марки Urals с февраля 2022 г.
Ожидается, что в ноябре страна импортирует 3,13 млн т сырой нефти сорта Urals, что ниже рекордного уровня в 3,54 млн т в октябре, но значительно выше на 135 тыс. т ноября 2021 г.