Об этом он заявил в интервью Ведомостям, которые становятся все более политкорректными.
Глава Минфина также дал прогноз по дефициту бюджета РФ в 2020 г., оценил эффективность демпфирующего механизма и формат новой сделки ОПЕК+.
Тезисы А. Силуанова:
О ценах на нефть
- лет 5 назад, если бы нефть сорта Urals стоила дешевле 15 долл США/баррель. - т. е. бюджет не получает ни копейки нефтегазовых доходов - это был бы кризис;
- сейчас на нефть уже не так обращают внимание, потому что мы создали необходимые финансовые буферы и даже при цене 10 долл. США/барр. проживем;
- текущая ситуация скорее не кризис, а вызов, который войдет в учебники истории;
- в 2020 г. мы ждем около 30 долл. США/барр. (в среднем по году с учетом довольно высоких цен в 1м квартале), в следующем - немногим больше;
- есть несколько сценариев развития ситуации в экономике РФ, все они не очень оптимистичные.
- базовый - сценарий сокращения ВВП на 5% в 2020 г., что соответствует оценкам ЦБ. Доходы бюджета будут примерно на 4 трлн руб. меньше, чем планировалось, в т.ч. минус 1,5 трлн нефтегазовых доходов (по сравнению с их базовым уровнем) и около 2 трлн ненефтегазовых. Дефицит бюджета будет около 4% ВВП;
- мы не режем расходы, даже наоборот, их увеличиваем, поэтому будем задействовать средства ФНБ и займы, чтобы профинансировать как текущие обязательства, так и антикризисные программы;
- идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам. Нефтяники не обращаются с предложениями пересмотреть демпфер;
- преимущество нынешней договоренности (о сокращении добычи в рамках ОПЕК+) в том, что в переговорах теперь участвуют все нефтедобывающие страны, в т. ч. США. А это залог более успешных действий на нефтяном рынке;
- даже если бы в марте 2020 г. Россия и ряд других стран продлили сделку ОПЕК+, все равно пришлось бы ее пересматривать, т. к. спрос в мире на нефть и нефтепродукты резко уменьшился из-за пандемии, поэтому достигнутые договоренности долго бы не продержались;
- Минфин работает над тем, чтобы все льготы были обусловлены инвестиционными обязательствами. Получил 100 руб. в виде преференций - направь их, пожалуйста, не на дивиденды, а на инвестиции. Последние предложения Минфина именно на этом принципе и строились;
- в условиях сокращения добычи нефти новые льготы на ее наращивание перестали быть актуальными. Сейчас было бы странно говорить о дополнительных льготах для нефтяников.
- власти РФ могли помочь гражданам при пандемии COVID-19 и выдать «вертолетные деньги», то есть запустить эмиссию и напрямую выдавать деньги населению, но - не стали;
- если бы мы печатали резервные валюты, можно было бы и с вертолета деньги разбрасывать, потратить триллионы рублей, как поступили власти некоторых государств.
Позиция властей слабая и непоследовательная.
В декабре 2014 г., когда власти РФ провели скрытую девальвацию рубля, они не думали об эмиссии? Помните курс упал с 35 руб/долл США до 65 руб/долл США.
Разве А. Силуанов не помнит о том, что В. Путин пояснил, что при падении валютного курса, в страну больше поступает рублей от продажи нефтедолларов?
Если власти создали необходимые финансовые буферы и даже при цене 10 долл. США/барр. проживут, то почему не показать эти буферы?
В России 150 млн человек, и чтобы не делить их на системообразующих или не системообразующих, им нужно выплачивать хотя бы прожиточные 15 тыс руб/мес или более 2 трлн руб/мес, потому что не все компании могут выплачивать гражданам зарплату.
Это важно - чтобы деньги дошли до каждого гражданина России, потому что это - стабильность страны.
Только тогда можно говорить о том, что Росси и при 10 долл США/барр проживет.
Если денег не дать, то будет так : власти РФ проживут за счет граждан.
Можно сказать, что - как обычно, потому что деньги собираются со всей страны, а распределяются совсем не по всем гражданам.
В обычной обстановке гражданам денег хватает.
Но сейчас кризис.
И может так случиться, что гражданам не будет хватать денег на жизнь, и это приведет к нестабильности.
Лишь 23 % опрошенных читателей Neftegaz.RU считаю коронавирус и падение цен на нефть определяющими для состояния экономики.
Как получилось, что власти РФ не смогли накопить достаточно средств, чтобы пройти кризис?
Ответ прост.
Это торговля влиянием или коррупция.
В конце декабря 2019 г. А. силуанов сообщил, что России хватит накопленных резервов для того, чтобы исполнять бюджетные обязательства в течение 3х лет в случае падения цен на нефть до 25-30 долл. США/барр.
Еще 18 марта 2020 г. А. Силуанов сообщил, что бюджет РФ в 2020 г. будет дефицитный и правительству придется задействовать средства ФНБ.
По его словам ситуация с пандемией коронавируса привела к наступлению новой реальности в экономике, которая заставляет более эффективно распоряжаться теми ресурсами, которые есть в государстве.
По прогнозам Минфина к концу 2020 г. ФНБ уменьшится до 7 трлн руб.
При нынешних ценах на нефть этих оставшихся средств должно хватить до 2024 г.
Нефтяные котировки рухнули до многолетних минимумов из-за срыва продления сделки ОПЕК+ в марте 2020 г. в г. Вена и пандемии коронавируса, которая обвалила глобальный спрос.
Это привело к ценовой войне на мировом рынке нефти между Россией и Саудовской Аравией.
В результате Саудовская Аравия призвала к экстренному заседанию ОПЕК+.
12 апреля 2020 г. страны ОПЕК+ после длительного и напряженного обсуждения договорились о поэтапном сокращении добычи нефти.
1 мая 2020 г. вступила в силу новая версия Венского соглашения о сокращении добычи нефти ОПЕК+.
Автор: Д. Савосин