Об этом поведал 18 декабря 2019 г. А. Коболев на конференции по отделению ГТС Украины от Нафтогаза.
Тезисы А. Коболева:
- мы приводим оценочную стоимость госимущества (ГТС Украины), которое было оценено независимым, лицензированным, профессиональным оценщиком - международной компанией из Большой четверки;
- на удивление, здесь нет цифры в 300 млрд долл США, даже нет 30 млрд долл США;
- есть цифра в 34 млрд грн (1,45 млрд долл США);
- главным предположением, которое сделало эту цифру настолько меньше, это отсутствие транзитного контракта с Газпромом, а также заявления и намерения некоторых политиков не продолжать транзит газа через Украину;
- это реальная стоимость ГТС, если ей не будут пользоваться в транзитном режиме, но будут пользоваться в режиме транспортирования газа для потребителей Украины;
- эта стоимость была определена доходным методом, то есть это оценка того экономического эффекта, который может принести владельцу ГТС, учитывая базовое предположение о функционировании ГТС в ближайшем будущем;
- шансы подписать контракт с Газпромом на транзит газа до 2020 г. очень маленькие.
Газпром потихоньку начинает демонтаж излишней пропускной мощности на границе с Украиной.
В планах - порядка 4000 км линейной части, КС и тд.
Но пока речь не идет о полном демонтаже, убираются лупинги, резервные части газопровода и тд, так что страхи беспочвенны.
Впрочем, к 2030 г. в планах демонтаж 10 000 км приграничной ГТС РФ.
Но А. Коболев традиционно сгущает краски.
В тандеме Витренко - Коболев, он - плохой, Витренко - более оптимистичный.
На этот раз оппонировал глава МИД Украины В. Пристайко, который заявил 18 декабря на ТВ «Украина 24», что возможность заключения соглашения по газу с Газпромом еще остается.
Что касается стоимости ГТС, то это лакмусовая бумажка газотранспортных проблем Украины:
- в 2007 г - 24,8 млрд долл США, в 2009 г - 9,9 млрд долл США;
- в 2011 г, когда В. Янукович отказался от поглощения Газпромом Нафтогаза, стоимость была анонсирована в 20 млрд долл США;
- в 2013 г Baker Tilly - оценила в 26-29 млрд долл США.
Такую ГТС дорого ремонтировать.
В 2018 г Укртрансгаз и Нафтогаз завершили разработку 10-летнего плана модернизации ГТС на 2018-2027 гг.
Даже подключили к работе НПКГ Зоря - Машпроект , ту самую, которая долгие годы специализировалась на поставках корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) для советских, а после развала СССР - для российских кораблей ВМФ, а ныне осталась без работы.
Не нужно быть экспертом, чтобы оценить потери из-за отсутствия транзита российского газа:
- не будет оплаты более 2 млрд долл США/год;
- не будет средств для ППР, хотя даже сейчас проблемы приводили к объявлению техногенного ЧС на ГТС;
- инфраструктура ГТС и пропускная мощность будут снижаться из-за ветшания и вынужденного демонтажа излишней мощности;
- поезд ушел, перспектив нет, даже если власти РФ и Украины договорятся, потому что ресурсной базы для поддержания в удовлетворительном состоянии украинской ГТС (около 40 млрд м3/год) в России скоро просто не будет. Ресурсы отбирают новые проекты Газпрома: МГП Северный поток-2, Турецкий поток, Сила Сибири-2.
Понимая это, Нафтогаз упорно цепляется за 22 млрд долл США претензий к Газпрому, отказываться от которых не хочет.
В 2016 г. КабМин Украины принял решение о создании новой госкомпании - оператора ГТС - АО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).
В то же время Нафтогаз создал в структуре Укртрансгаза новый филиал - «Оператор ГТС Украины».
17 декабря 2019 г. Секретариат Энергетического сообщества ЕС признал завершенным создание оператора ГТС Украины.
Окончательное решение о сертификации должна принять НКРЭКУ.
С 1 января 2020 г. «Оператор ГТС Украины» (ГТСО) будет отделен от Нафтогаза в рамках анбандлинга и передан в управление МГУ.
Автор: О. Бахтина