USD 63.7606

-0.19

EUR 71.1696

+0.04

BRENT 59.06

+0.01

AИ-92 42.28

+0.01

AИ-95 46.04

+0.01

AИ-98 51.75

0

ДТ 46.25

-0.01

2 мин
107

Купи или уволим!

Как поднять рухнувшие за время кризиса продажи? Некоторые компании придумали оригинальный способ. Вместо того чтобы снижать цены или повышать качество, они фактически обязывают своих сотрудников покупать собственную продукцию - будь то косметика, сигареты или автомобили. Упрямцев, пользующихся марками конкурентов, могут и уволить.

Купи или уволим! Купи или уволим!

Как поднять рухнувшие за время кризиса продажи? Некоторые компании придумали оригинальный способ. Вместо того чтобы снижать цены или повышать качество, они фактически обязывают своих сотрудников покупать собственную продукцию - будь то косметика, сигареты или автомобили. Упрямцев, пользующихся марками конкурентов, могут и уволить.

В тучные годы запрет на пользование "чужими" товарами был частью корпоративной культуры. Сотрудники плевались, но пили "правильную" колу, ели "собственные" чипсы и носили "нужную" одежду. Во время кризиса такая лояльность получила широкое распространение. Ведь с ее помощью можно не только подстегнуть продажи, но и бесплатно разрекламировать свою продукцию.

Так, недавно корпорация BMW начала кампанию прямого психологического давления на своих европейских сотрудников. Стоит кому-нибудь из персонала приехать на работу на машине конкурирующей марки, как на лобовом стекле авто появляется листовка: "Что произошло? Тебе нравится работать в нашей компании, мы платим тебе зарплату. Почему тогда ты водишь машину наших конкурентов?"

Российские компании тоже решили не стоять в стороне от кризисного маркетинга. Так, в представительстве одной из крупных табачных компаний запрет на пользование конкурирующими марками нигде не прописан. Но соблюдается беспрекословно.

- А в этом году каждому сотруднику начали ежемесячно выдавать два блока сигарет, которые мы производим. Их стоимость потом высчитывается из зарплаты. Причем куришь ты или нет - не важно, - жалуется менеджер Алексей.

Некоторые предприятия прямо прописывают в контрактах запрет на пользование "чужой" продукцией. За соблюдением этого положения пристально следит служба персонала.

- Мне этот сок надоел уже на работе - у нас его бесплатно выдают. Но по условиям соглашения с работодателем я не имею права покупать конкурирующую продукцию даже для дома, - возмущается Екатерина, маркетолог одной их "соковых" компаний.

Строго следят за соблюдением "корпоративных правил" и в заведениях фастфуда. Если до кризиса сотрудники, предпочитающие гамбургеру или сэндвичу "нормальный" обед в соседнем заведении, вызывали лишь недовольство у администраторов, то теперь на некоторых предприятиях быстрого питания в контрактах появился пункт, согласно которому "нарушителя" могут оштрафовать, а то и вовсе уволить.

Но хуже всего сегодня приходится сотрудникам компаний, которые имеют затоваренные склады, а денег на зарплату сотрудникам, наоборот, не имеют. Недавно, к примеру, в редакцию "Известий" позвонил читатель из Подмосковья, который рассказал, что на их предприятии зарплату частично начали выдавать... детскими игрушками. И теперь у него в квартире целый склад плюшевых слонов, медведей и чебурашек.

 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

На первый взгляд доморощенный маркетинг компаний, вынуждающих своих сотрудников покупать "отечественное", кажется забавным. На самом деле это противозаконно.

- Подобная практика противоречит Трудовому кодексу. В трудовом контракте могут быть прописаны условия, которые отличаются от предусмотренных законом только в лучшую сторону для работника. Поэтому если компания настаивает на том, чтобы вы не пользовались продукцией конкурирующих компаний, то она нарушает закон, - говорит юрист коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Екатерина Ромм.

Что делать, если вы столкнулись с подобной ситуацией? По мнению юриста, теоретически можно пожаловаться в трудовую инспекцию. Если ваша правота будет доказана, то вас будут вынуждены восстановить на работе. Более того, вы можете обратиться в суд и получить компенсацию.

Система Orphus